Считается, что особенностью нашего вида, отличающей его от других животных, является разум. Но разум — понятие трудноуловимое и трудноопределимое. Особенно учитывая, что если определить его как способность к рассудочной деятельности, то специфичность и вовсе почти исчезает — к такой деятельности способны очень многие животные.
Однако одно из проявлений такой деятельности у человека бросается в глаза и кажется наиболее очевидным — наличие языка и способности к членораздельной речи. Причём в отличие от разума, определение, что такое язык и речь, не является неразрешимой проблемой.
В то же время, как указывал ещё Дарвин, и как неоднократно подтверждалось после него, различия между человеком и другими животными носят количественный характер — о каком бы признаке человека мы ни говорили, в более или менее выраженной форме его можно найти и у животных. Исходя из этого, учёные, занимающиеся поведением животных — этологи — попытались найти признаки речи и у животных.
Что такое речь?
Понятно, что прежде чем что-то где-то искать, нужно определиться, что мы, собственно, ищем и как это узнать, когда и если оно найдётся. Речь в этом смысле не исключение. То, что системы коммуникации есть у всех животных, ясно без всяких поисков. Но чтобы найти у них зачатки речи, нужно определиться с тем, что такое речь.
Собственно определяющих признаков речи, которые отличают её от других знаковых систем, три. Во-первых, речь имеет символьный характер — означающее никак не связано с означаемым. Если рисунок, изображающий яблоко, похож на яблоко, то китайские иероглифы, которые его означают, вызывают ассоциацию с яблоком только у грамотного китайца.
Во-вторых, речь дискретна, значение символа с одной стороны никак не зависит от его интенсивности — иероглифы 苹果 , набранные 48 кеглем, означают яблоко ничуть не больших размеров, чем те же иероглифы, набранные 8 кеглем. Но даже небольшое изменение формы знака может изменить его значение — слово «едем» означает вовсе не то, что слово «едим».
В-третьих, речь произвольна, она отражает не эмоциональное состояние говорящего, а его намерение повлиять на слушающего. Собственно, именно это свойство речи и выразил Тютчев, написав «мысль изречённая есть ложь».
Как найти речь у животных
Первым, кто описал речь у животных, был Конрад Лоренц. Он утверждал, что его ручной ворон Карл, которого Лоренц на прогулке подзывал по имени, использовал слово «карл», чтобы подозвать учёного к себе. Но одно наблюдение, разумеется, ничего не доказывало.
Первое, что необходимо было сделать, чтобы обнаружить речь животных — доказать, что их сигналы могут быть произвольными, а не просто отражать эмоциональное состояние, по совпадению указывая ещё и на его причину. Сигналов у животных множество, но они с равным успехом могут быть непроизвольными и полностью инстинктивными, что, разумеется, исключало бы их интерпретацию как речи.
Отличие сигнала-символа (referencial signals ) от сигнала-стимула (motivation signals ) состоит в том, что он передаётся и воспринимается как информация о каких-либо важных явлениях окружающего мира, например о нахождении пищи или приближении опасности, а не как сигнал о внутреннем состоянии— уровне страха, агрессии, полового возбуждения и т. д.
При этом следует ожидать, что сигнал-символ будет передаваться независимо от внутреннего состояния, а восприниматься — по обстоятельствам. Именно такие сигналы обнаружились, например, у обезьян-верветок. Верветка издает один и тот же крик, означающий приближение орла, независимо от того, насколько велика опасность для нее самой и насколько она испугана. Другие же обезьяны, в свою очередь, реагируют на этот сигнал не стереотипно, а по обстоятельствам.
Следующее, что может указывать на речевой характер сигналов — их знаковость, независимость от того, что они означают. Самый простой способ её установить — выработать условный рефлекс не на лампочку или звонок, как обычно, а на обычные видовые сигналы. В экспериментах это удалось, на обезьянах, кошках и водяных землеройках — после обучения значение обычного сигнала для животных менялось.
При этом, когда сигнал постепенно менялся, переходя в другой, выработанная реакция не ослабевала, а резко исчезала в один момент — как будто одно слово сменялось другим.
Ещё более убедительно говорит о речевой природе сигналов то, что животным удаётся использовать их не по назначению, попросту говоря, лгать сигналами. Самка песца, которой почти взрослые дети не дают спокойно поесть, пытаясь отобрать у неё пищу, может издать фальшивый тревожный крик, чтобы прогнать щенков в нору.
Как видно, с речью дело обстоит точно так же, как и со всеми остальными признаками «человечности» — она, хоть и в зачатках, присутствует у многих животных, и нет ничего особенно удивительного, что воронам, попугаям, и обезьянам удаётся использовать человеческую речь, коль скоро анатомически они к этому вполне приспособлены.
Спасибо всем, кто прочёл! Не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал.
Понравилось? Тогда можно почитать ещё: