На канале много статей посвящено тому, кто и что делает при сдаче квартиры в аренду. Например, была статья с большим количеством интересных комментариев о том, кто должен чинить технику (см. здесь). Я, как управляющий, выполняю определённую работу, но на канале иногда было недоумение собственников по моим действиям. Стоит отметить, что я сопровождаю аренду с минимальным ценником в 50 тысяч рублей в месяц. Например, на ряде объектов стоит дорогая система вентиляции, и подавляющее большинство арендаторов просто не знает, что делать с этой системой.
Но аренда недвижимости — это как классы обслуживания в самолёте (или поезде) и в сидячем вагоне классической электрички. Хорошо, если у вас будет место, куда сесть. Также и с арендой.
Есть два принципа обслуживания арендных квартир, а именно:
1. Квартира сдаётся по принципу «как есть» и никакие вопросы по обслуживанию квартиры собственник не решает (ремонт бытовой техники, обслуживание сантехники, замена счётчиков, горячая линия поддержки арендатора и т. д.).
2. Квартира сдаётся с поддержкой.
Желание арендаторов всегда понятно: они хотят получать бизнес-обслуживание в экономклассе. Но если мы говорим об экономклассе Москвы, то может ли (должен ли) собственник предложить какое-либо обслуживание объекта арендатору?
По моему мнению, квартиры со стоимостью аренды в Москве с ценником до 30 тысяч рублей в месяц должны сдаваться исключительно по принципу «как есть». То есть арендатор не беспокоит собственника ни по каким вопросам и все вопросы решает самостоятельно.
Если вы сдаёте квартиру экономкласса, то вы должны всегда помнить, что возможен сценарий, что арендатор будет хотеть много чего на свете. И поэтому во время сдачи в аренду необходимо заранее сделать две вещи:
1. Уведомить арендатора о том, что все вопросы по квартире решаются им самим без привлечения собственника, и квартира сдаётся по принципу «как есть». При этом лучше всего арендатора ещё раз переспросить, понял ли он, по какому принципу сдаётся квартира, а именно, что ремонт техники, окон, сантехники, замена счётчиков и т. д. будет осуществляться арендатором за его счёт без привлечения собственника.
2. Письменно зафиксировать обязательства арендатора. Я бы рекомендовал сделать это в виде отдельного документа, например, назвав его «Обязательства арендатора по обслуживанию квартиры». Почему в виде отдельного документа? Потому что большинство арендаторов не читает договора аренды вообще.
А какое мнение у вас? Стоит ли работать по принципу «как есть» в экономклассе?