В съёмной квартире поломалась, например, стиральная машинка. Кто должен её чинить? Собственник или квартирант? Вроде простой вопрос. Есть даже статья Гражданского кодекса по этому вопросу, напомню:
Статья 681. Ремонт сданного внаем жилого помещения
1. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Вообще, по ремонту бытовой техники собственники обычно имеют следующие точки зрения:
1. Весь текущий ремонт лежит на квартиранте, включая ремонт бытовой техники. Жилец должен вернуть имущество в том состоянии, в котором он получил его. Пускай сам и ремонтирует. При этом собственник квартиры ссылается на статью 681 ГК РФ;
2. Пускай чинит жилец за свой счёт, но только в фирменном сервисном центре, который укажу я;
3. Разрешать проводить квартиранту любой ремонт недопустимо. Мою технику должны ремонтировать только представители производителя в объёме, согласованном со мной;
4. Если машинка поломалась из-за жильца, то пускай он и чинит, если из-за меня, то чинить буду я.
5. Приглашу с «Авито» и починят за 3 копейки, скажут на 100%, кто виноват. Виновный и будет платить, в чём сложности я не понимаю.
По вопросу ремонта бытовой техники жильцы обычно имеют следующие точки зрения:
1. Всегда виноваты предыдущие квартиранты, пускай собственник и чинит, а то подсовывают старую рухлядь.
2. Если собственник не починит очень быстро (сегодня или завтра), то починю я и выставлю собственнику счет.
3. Если я виноват, то я готов возместить расходы, а так пускай чинит собственник.
4. Если собственник хочет, чтобы я чинил, то надо найти самого дешёвого мастера, как-то склеить и бог с ним.
5. Надоела эта старая машинка, буду искать новую квартиру.
Какова моя позиция?
Существует свобода договора. Однозначно говорить, что кто-то что-то обязан, некорректно. При заключении договора могут быть любые условия обслуживания техники, важно правильно считать итоговую стоимость проживания в квартире (о расчёте итоговой стоимости владения квартирой я писал здесь). У квартирантов часто встречается позиция при съёме, что надо снять как можно дешевле, а потом им все и всё должны. Если вы хотите хорошую технику и хорошее её обслуживание, то за это надо платить.
Вообще, в жилье экономкласса в депрессивном регионе бытовую технику обычно обслуживают жильцы. В благополучных регионах нормой является обслуживание техники собственником (если стоимость квартиры отличается от бабушкиного варианта).
Я считаю недопустимым ремонт бытовой техники со стороны жильца, так как такой ремонт может безвозвратно испортить вещь. По большому счёту, ремонт должен проводиться только представителями производителя, и я рекомендую покупать бытовую технику только тех марок, которые сами обеспечивают качественный и быстрый ремонт. К сожалению, таких марок не так много на российском рынке. Мастерами-универсалами приходится пользоваться, но если с фирменным сервисом у меня ещё не было случаев, чтобы вещь не восстановили, то технику с плохим сервисом приходилось иногда выкидывать.
В части того, кто покрывает ремонт: к сожалению, в половине случаев невозможно установить, кто был виноват в поломке, например, некачественный порошок или жёсткая вода. Если в ходе ремонта видно, что вина лежит на жильце, то ремонт (или покрытие остаточной стоимости вещи) за счёт жильца. Если однозначно причину поломки определить не представляется возможным, то, по моему мнению, чинит собственник за свой счёт.
Но к вопросу: за чей счёт должен чинить собственник? Моя позиция: квартира должна сдаваться дорого, и, соответственно, за счёт более высокой цены должен обеспечиваться качественный ремонт бытовой техники.
Есть разные собственники квартир. Кто-то живёт рядом, а кто-то уезжает на Гоа. Если вы сняли квартиру дешевле рынка и по условиям, что вы не будете ни при каких обстоятельствах беспокоить собственника и все вопросы будете решать сами, то в этом случае поднимать вопрос починки машинки является неэтичным.
А что думаете вы по вопросу ремонта бытовой техники в съёмном жилье?
Эта публикация вышла много лет назад, после этого на данном канале вышло с десяток статей, где собственники и наниматели детально обсуждали разные аспекты ремонта бытовой техники в квартире под сдачу, рекомендую к прочтению:
Вам помогли мои публикации? Поддержите канал! Оформите премиум-подписку, открыв доступ себе к новой порции интересных статей. Подписку можно оформить здесь: