Рынок коммерческой недвижимости пережил непростой год, резко просев в сегменте торговой (ТЦ), и взлетев в складской и индустриальной, при этом не только сохранив инвестиционный спрос, но и увеличив его.
Рынок коммерческой недвижимости за прошедший год привлек инвестиций на 35% больше, чем в 2019г. Основными инвесторами явились российские компании, осуществившие максимальный объем вливаний - на них пришлось порядка 90% всех инвестиций, причем приоритет отдавался крупным сделкам.
Лидером рынка инвестиций в недвижимость явился складской сегмент, дав годовой прирост в среднем по России на 15%. Интерес вызвали новые стройки крупных качественных комплексов класса А, ведущиеся в основном под запрос, по мелким объектам проводились чаще спекулятивные сделки.
Основной профиль складских площадей - под логистическую инфраструктуру онлайн и офлайн-ритейла, составивших в объеме сделок 65%. Увеличению спроса способствовал низкий объем ввода новых площадей. Единственным лидером России по вводу новых складов оказался Санкт-Петербург, показав рекорд за последние 10 лет, запустив в 2,6 раза больше площадей, чем в 2019г., не увеличив при этом показатели вакантности. Москва на фоне максимального количества сделок по купле-продаже и сдаче в аренду складских помещений показала минимальный ввод новых объектов, подогревая спрос на новое строительство под нужды заказчика по методу BTS.
Также был отмечен инвестиционный спрос и в сегменте офисной недвижимости. Однако превалировали лишь объекты класса А, демонстрируя снижение показателя вакантности, выгодно отличаясь от класса В. Интерес инвесторов направлен только на объекты формата гибких пространств или позволяющие проведение их оптимизации, с целью организации рабочих мест сотрудников, не переведенных на удаленную работу.
Сегмент торговой недвижимости существенно пострадал на фоне вводимого локдауна и карантинных мер, увеличив долю свободных площадей в среднем на 12% по отрасли. Жизнеспособным оказался опять таки продуктовый ритейл, и те торговые сети, сумевшие перестроиться под запросы и смену привычек покупателей, выбирающих уже покупки “у дома”, повлиявших на миграционный сдвиг торговли из центра городов и их центральных улиц на периферийные или удаленные спальные жилые мкр-ны. В выигрышной позиции оказались операторы доставки товаров повседневного спроса и магазины электронной коммерции (Wildberries, Ozon), наращивающие количество своих точек.