Найти в Дзене
Университет «Синергия»

Домашние задания: важный элемент учёбы или пережиток прошлого?

Оглавление

Многие школьники и студенты воспринимают домашние задания как бесполезную и ненужную «обязаловку». И правда, выполнять их совершенно не хочется, особенно когда на улице стоит прекрасная погода и светит солнце. Да и без того можно найти чем заняться, лишь бы не сидеть за учебниками.

К радости таких учеников в педагогическом сообществе обсуждается возможность отмены домашней работы – мол, дети и таки сильно устают в учебных учреждениях. Зачем нагружать их еще и дома? Выясним, насколько необходимы домашние задания и можно ли от них отказаться.

История проблемы

Еще год назад в Госдуме рассматривалась инициатива депутата от фракции ЛДПР Бориса Чернышова о полной отмене домашних заданий. По мнению чиновника закрепление изученных тем должно проводиться на занятиях, а не дома. Это позволит улучшить здоровье учащихся и даст возможность выделить время на общение с друзьями.

Такое предложение всколыхнуло общественность и стало поводом для проведения дополнительных исследований. Кстати, они показали, что более 80% учеников делают домашнюю работу, заданную на каникулы и выходные. Хотя, это противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Загрузка старшеклассников, занимающихся подготовкой к ЕГЭ, вообще «зашкаливает». Учителя продолжают требовать выполнения домашних заданий, на которое уходит от 2 до 5 часов. При этом сами выпускники отмечают, что лучше бы это время было потратить на рассмотрение экзаменационных вопросов.

Таким образом, проблема действительно существует. Но, несмотря на это, большинство преподавателей высказались за сохранение домашних работ. С чем же это связано?

Что дают домашние задания?

Домашние задания являются частью образовательной системы и выполняют ряд важных функций:

  • Формирование учебных навыков. Они позволяют выработать так называемые универсальные учебные действия – метапредметные навыки, которые необходимы для усваивания и обработки информации. Такие умения применяются не только в учебной, но в повседневной жизни. Они помогают взаимодействовать с окружающими, расширяют кругозор и мотивируют дальнейшее развитие.
  • Переход знаний, полученных на занятиях, в долговременную память. Не секрет, что первоначально информация попадает в кратковременную память, а уже затем переходит в долгосрочную. Если к новой информации возвратиться в течение 8-12 часов после ее изучения, она усвоится лучше. А вот повторение материала сразу же после ознакомления с ним не имеет смысла, он так и останется в краткосрочной памяти.
  • Развитие самостоятельности. Изучение материала в школе, колледже или институте производится под руководством педагога. Он контролирует процесс, стимулирует учащихся и проверяет результат. Совсем другое дело – домашняя работа. В этом случае ученик должен самостоятельно распланировать свое время, взять себя в руки и сделать дело. Такое умение позволяет выработать характер и будет полезным в будущем.
  • Рост познавательного интереса. Далеко не все задания бывают скучными и нудными. Многие из них с интересом выполняют школьники и студенты. Это стимулирует познавательный интерес и способствует поиску полной информации по изучаемому вопросу.
-2

Что будет, если отменить домашние задания?

Несомненно, функции, которые выполняют домашние задания, должны быть освоены. Возможно ли это сделать без «домашки»? Вопрос открытый. Но опыт других стран, поэкспериментировавших в данном направлении, показывает, что навряд ли.

Несколько лет назад во Франции отменили любые задания на дом. Результат такого опыта привел к печальному результату: здоровье детей ничуть не улучшилось, но зато уровень подготовки резко снизился.

Чтобы компенсировать пользу от выполнения домашних работ потребуется:

  • увеличить время на занятия, чтобы его хватало на формирование требующихся навыков;
  • организовать учебный процесс таким образом, чтобы была возможность обеспечить перерыв между изучением и повторением материала для его лучшего усвоения;
  • организовать самостоятельную деятельность каждого ученика или студента;
  • учитывать познавательные особенности детей при выполнении самостоятельной работы;
  • обосновать, чем выполнение перечисленных функций в учебном заведении эффективнее, чем в домашних условиях.
-3

Проблема переутомления

Проблема переутомления действительно существует, об этом не спорит никто. Но прежде чем «рубить с плеча» лучше все-же разобраться в ее причинах. Причем многие из них очевидны:

  • продолжительное пребывание учащихся в образовательных заведениях;
  • введение все более интенсивных программ освоения многих дисциплин;
  • увеличение нагрузки за счет внеурочной и научной деятельности;
  • использование устаревших методик преподавания, которые плохо сочетаются с насыщенной программой обучения;
  • различный уровень подготовки в школах привел к тому, что в институтах всем учащимся требуется различное время на выполнение домашних заданий, и некоторые студенты действительно вынуждены усиленно заниматься дома.
-4

Увеличению нагрузок на детей способствует и нарушение элементарных правил подготовки домашних заданий. Кроме того, они снижают эффективность самостоятельной работы. Самыми распространенными и типичными ошибками являются:

  • Учащиеся приступают к выполнению домашней работы сразу же по возвращению из учебного учреждения, не обеспечив себе полноценного отдыха.
  • Задания по всем предметам выполняются за раз, без организации перерывов. Это способствует возникновению усталости.
  • В процессе работы над заданиями подростки постоянно отвлекаются – на телефон, телевизор и т.д. Поэтому продолжительность выполнения «домашки» увеличивается.
  • Родители навязывают собственные способы выполнения самостоятельней работы. И они не всегда эффективны и безопасны с точки зрения психологического состояния.
-5

Не способствуют восстановлению рабочих сил и улучшению самочувствия и современные способы отдыха, которые предпочитают подростки. Отдых они воспринимают как возможность «посидеть в гаджетах». Между тем, поток полученной из смартфонов и компьютеров информации только усугубляет ситуацию.

Доказано, что компьютерные игры, просмотр чатов и поиск новостей в Интернете заставляют мозг работать в бешеном темпе. Это повышает утомляемость. Кроме того, утомление провоцирует и отсутствие движения и пребывания на воздухе.

Таким образом, получается, что дети переутомляются не только в школе, колледже или институте, но и находясь дома. Причем нагрузка от домашних заданий в таких обстоятельствах уходит на второй план. И становится очевидным, что решить проблему отменой домашней работы не получится. Необходимо искать другие комплексные подходы к выходу из такой ситуации.

-6

📍 Готовим к экзамену за 2 месяца! Запишись здесь и получи скидку + бесплатный первый урок!

Как можно решить проблему?

Предполагается, что снижению перегрузок будут способствовать следующие мероприятия:

  • сокращение нагрузок во внеурочной и научной деятельности;
  • внедрение современных методов и технологий обучения;
  • индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • эффективная работа с родителями детей;
  • равномерное распределений заданий, их большая практико-ориентированность.

Между тем, в департаменте образования столицы предложили очередной «инновационный» способ избавить детей от стресса и переутомления – отменить оценивание домашних заданий. По мнению чиновников оценки за самостоятельную работу учащихся приводят к лишним переживаниям, что отрицательно сказывается на успеваемости.

В такой ситуации неясно, не приведет ли такое понижение требований к домашним заданиям к тому, что учащиеся просто не станут их выполнять? Ведь если работа не оценивается, значит можно ее и не делать. Таким образом подобное предложение можно рассматривать как альтернативный способ отказа от домашних заданий.

Чем закончатся все эти обсуждения? Простыми разговорами, снижением нагрузки и объемов домашних заданий? Или полным отказом от домашней самостоятельной работы? Пока что ответа на эти вопросы нет. Также, как и на вопрос о том, каким образом будут выполняться те функции, которые сейчас возложены на домашние задания? А что вы думаете по этому поводу?