Быть занятым и быть продуктивным - две разные вещи.
Статья полезна как:
👓 соискателям, чтобы понять, как подготовиться к собеседованию,
👓 так и работодателям, которые хотят разобраться в эффективности будущего сотрудника.
Как понять на собеседовании🤔, что перед вами #профессионал, способный вместе с вами "свернуть горы"?
Обещала вам после статьи "7 причин сбежать от руководителя "на берегу: зри в корень" (кто не читал, ссылка - в конце) написать о симптомах распознавания на собеседовании неэффективного сотрудника.
Продай мне ручку... О нет!
Только не надо просить потенциального работника продать вам сейчас вашу ручку. Во-первых, эта банальщина всем надоела, во-вторых, совсем не отражает действительности, потому что ручки вы продавать не будете. И тот миф, что якобы хороший #продажник может продать всё, что угодно, уже развеян в реальном мире. Каждый должен заниматься своим делом, а не продавать вчера утюги, сегодня - средства коррекции для зрения, завтра - джинсы, а по выходным - в булочной.
Мы с вами знаем, сколько нужно учиться и практиковаться в нашем удивительном оптическом бизнесе.
Да и соискатель может предвосхитить ваш вопрос про ручку и подготовиться (дело нехитрое), насмотревшись утрированных и наигранных роликов...
Продажа - это целый мир, где бурлят вулканы, мучают жаждой пустыни, где может быть резко-контитентальный климат, затишье перед бурей или море спокойствия. В общем, продажи - непредсказуемо и всегда интересно!
А если хотите, как "продать ручку", то вот вам лучшие истории, другой автор сделал отличную подборку (жмите проигрыватель прямо здесь, без перехода в YouTube):
В общем, по ответу на этот вопрос вряд ли можно понять, кто перед вами. А вот вызвать раздражение - запросто! Поехали дальше.
Всё дело в глаголе?
Обратите внимание, как отвечает вам соискатель на разные по тематике вопросы:
- "Как вы провели выходные?"
- "Каков продукт вашего труда на прошлой работе?"
- "Чем вам нравилось больше всего заниматься?"
- "В чем именно считаете себя профессионалом?"
Человек-результат
Если в разговоре собеседник использует по большей части глаголы совершенной формы (что сделал(а)?), то есть, указывающие на завершенные дела, перед вами, скорее всего, - человек- результат. Или подготовленный после моей статьи кандидат))) Больше задавайте вопросов, больше поймёте о нем. Человек не склонен долго "играть" не свою роль.
Результатников по статистике меньше, они умеют сформулировать цель и достигать ее. Для них процесс не столь важен, как конечный результат. Это дисциплинированные, целеустремленные люди.
Человек-процесс
Если кандидат часто не может сформулировать свой ответ и говорит глаголами несовершенной формы (что делал(а)?), значит, к вам пришел человек-процесс, или "делатель".
Процессник больше вовлечен в сам процесс работы, нежели в ее итог, и это тоже важно для текущей деятельности, не всем же любить ставить цели.
Есть 2 типа человека-процесса:
- Более творческий, не любит давления со стороны, ему должна нравиться работа, он получает от нее удовольствие.
- Получает задание и выполняет, мол, надо так надо.
С процессниками необходимо формулировать цели и задачи совместно, тогда со временем можно двигать мышление человека-процесса к результативному.
Человек-проблема
Есть еще люди-проблемы, их можно узнать по жалобам на прошлого работодателя, на головную боль, пробки, хотя их об этом не спрашивали.
Человек-процесс и человек-результат – это ни хорошо и ни плохо, каждый совмещает в себе два типа личности, кто-то в большей степени, кто-то – в меньшей, в зависимости от ситуации. Вы просто сами определитесь, кто вам нужен на определенный круг задач.
Почему вы уволились с прошлого места работы?
Если вам безумно интересно, почему потенциальный работник уволился с прошлого места работы, то это больше вопрос к вам, нежели к сотруднику: зачем.
Советовала бы вычеркнуть такой пункт из анкеты, так как здесь объективную оценку ставить тяжело: вспомните себя - когда вы уходили с работы просто так?
Примерно так, наверно:
Решили посмотреть, как работается в других оптиках, сказали начальнику: "Я поработаю там годик-другой, если будут звонить, так и скажите, я самый профессиональный профессионал!"
Он в ответ счастливый: "Да, конечно, иди с богом! Такого хорошего сотрудника не грех отпустить к конкурентам, я даже обижаться не буду! Двери всегда открыты, возвращайся, если не понравится!"
Смешно? А зачем тогда задаете такой вопрос соискателям? Что хотите услышать: "Там было прекрасно, но вы лучшие из лучшие, хочу к вам!"?
В основном, всегда есть негативные причины, и не всегда по словам соискателя можно понять, кто был прав, кто - виноват, да он еще сам до конца может не осознавать настоящую причину.
А себя вы оправдали при смене компании, не так ли?
Легко быть судьей в чужой ситуации.
Взять любого предпринимателя или добившегося огромного успеха человека, он всегда окажется уволившимся по собственному желанию или по инициативе работодателя откуда-то в прошлом. Сомневаетесь? Изучите историю брендов в вашем салоне, удивитесь!
Постоянные расходы
"Кто будет сидеть с детьми, если они заболеют?" - только не это!
У мужчин вряд ли такое спросят, не так ли? Я бы не пошла работать к сексистам, а вы?
Дети - стимул, природой заложено, что мы сремимся к продолжению рожа и воспитанию достойного потомства.
Будучи родителями, люди становятся более гибкими на работе, терпеливыми с коллегами и руководством, ведь им завтра нечем будет кормить детей и платить за разные секции, развивающие кружки.
Я вам уже говорила в прошлой статье, меня как-то спросил про потенциальные пропуски в связи с теоретическими простудами дочек новенький шеф, а в итоге сам постоянно брал отгулы и больничные. Мои дети так ни разу и не заболели... Как говорится, "в своем глазу...")))
Может, вы ждете такие ответы: "Да сами дома посидят, подумаешь, заболели! Работа превыше всего!" Или: "Есть бабушка, няня, я никогда не брошу работу!" Не знаю, что вы хотите услышать...
Подумайте, нужен ли вам такой сотрудник, который работу поставит выше семьи? Каковы тогда его человеческие качества? Он и доход поставит выше здоровья клиентов, не бывает полутонов.
Я всегда была сторонником брать на работу семейных, ипотечных, снимающих жилье, купивших в кредит автомобиль, то есть, людей "с постоянными обязательствами", которым "хочешь не хочешь", а работать надо как можно лучше. Узнайте в непринужденной беседе об этих вещах.
Человек, стремящийся заработать и регулярно получающий "морковку" за свои успехи в любой форме, необязательно, только деньгами, сам решит свои проблемы в процессе их поступления.
Юмор юмором, но фактор несчастья в личной жизни тоже может провоцировать человека доказать самому себе и окружающим, что он на что-то способен. Обратная сторона медали: когда у него настанут счастливые отношения, он может в омут с головой в них кинуться, забыв об эффективности на работе. Пользуйтесь моментом, пока горячо!
Ответственность
Вот еще способ понять, кто перед вами: человек-результат, процессник или "ходячая проблема".
Разговорите человека, чтобы он вспомнил какую-то неприятность из своей жизни: в период учебы, на прошлой работе, в любви.
Узнайте, как он эту проблему решил. Вслушайтесь внимательно в его рассказ:
- сам ли он нашел путь к решению или привлек ли кого-то,
- сколько времени ему понадобилось,
- что именно он для этого сделал,
- кого винил и винит в ситуации,
- как эта проблема его изменила.
Это поможет вам понять ответственность и территорию власти будущего сотрудника:
- станет ли он перекладывать вину на коллегу, руководство, несправедливый мир, судьбу, погодные аномалии,
- сможет ли решить спорные моменты с клиентами,
- как поведет себя в случае непредвиденных обстоятельств?
Эта непринужденная беседа раскроет вам больше об этом человеке: есть люди, любящие жаловаться и живут этим, а есть те, которые жалуются, но при этом у них уже в голове есть пара решений, как можно данную ситуацию изменить. Жалуются все: только одни бесконечно, а другие - устраняют на корню причину.
Как раз чаще всего находятся на больничном люди, постоянно жалеющие себя.
Опыт в оптике
Определитесь " на берегу", что вам важнее:
- опыт хорошего продажника в оптике,
- опыт в оптике с образом мышления кассира, но не продажника,
- чтобы к вам пришел человек-результат, новатор, созидатель, и неважно, есть ли у него опыт в продажах или опыте.
Для экономии времени и финансовых затрат на дальнейшее обучение новичка лучше составьте заранее входные тесты на знание продукта (по группам товара), брендов, лишними не будут.
Онлайн-тестирование на знание техники продаж персонала можно заказать у меня.
Нужно понимать, ориентируется ли в основных аспектах кандидат, чтобы не брать в команду "новорожденного".
Тестирование советую проводить каждый квартал, каждый раз вводя более глубокие и сложные вопросы.
Статья "7 причин сбежать от руководителя "на берегу: зри в корень" - жмите и читайте, вам будет полезно!
Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг
🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм
🔹 Тик-Ток