История современного портрета началась еще 2000 лет назад, когда римляне завоевали Египет. Позже в египетской провинции Фаюме было найдено около 900 удивительных портретов, где живопись египетских мастеров дополнилась объемными изображениями в римском стиле.
Портрет как свидетельство привилегии и статусности
Позже портрет стал маркером и гарантом статусности человека, на нем изображенного. Об этом говорило буквально все: поза, костюм, антураж и обязательные атрибуты. Портрет отражал и транслировал стандарты социального поведения. Что сохранилось в истории и стало эталоном в воспроизведении той или и ной эпохи.
Портреты со временем стали делится на торжественные (парадные) и более камерные (приватные).
Портретная живопись нашла свое отражение и в литературе. В художественных произведениях портреты изображали как нечто живое, наделенное чувствами и дыханием, от них ожидали только того, что те заговорят. С портретами вели поэтические «собеседования», в них влюблялись или их боялись до истерики, наделяя их мистическими способностями.
В России в XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета — парсуну. Это слово произошло от слова «персона» и было в употреблении до второй половины XVIII века. Но к концу XVII столетия парсуна уже более походила на европейский парадный портрет.
Культура сентиментализма прибавила к портрету картины природы, как проекцию внутреннего мира человека, который в это время приобретает первостепенную ценность в искусстве. Правда, со временем Боровиковский превратил это в еще одно клише, изображая девушек однообразно томными и однообразно милыми.
Тиражирование портретов
Художникам часто приходилось копировать свои произведения, для солидных заказчиков. Такое тиражирование оттачивало технику написания портрета, но в то же время представляло собой дело довольно нудное. Так на протяжении всей своей жизни Тициану пришлось переписывать Марию Магдалину.
Дважды писал «Обращения святого Павла» и «Лютниста» для римской часовни Караваджо. Даже Леонардо, часто бросавший свои работы незавершенными, делал две копии «Мадонны в скалах».
Таким образом, появление фотографии упростило получение собственного изображения и тем более его тиражирования.
Конечно, первое время фотографирование было с родним написанию портрета. Оно требовало наличия сложной техники и профессиональных навыков. Фотопортреты были штучными. Позже сохранить память о своих близких или запечатлеть памятное событие стало намного легче. Люди с удовольствием стали заказывать фотопортреты и развешивать их по стенам.
Возможно, массовое фотоискусство тех лет не претендовало на изысканность и индивидуальность, но тем ни менее лица, глядящие со стен, притягивали взгляд и внимание гостей. Даже, если в доме ты оказывался случайно, эти чужие для тебя незнакомые лица воспринимались по-особому. Хотелось узнать, что это за люди, какую жизнь они прожили и совпали ли их надежды с тем, что они получили в конечном итоге.
Сегодня есть возможность получить на память нечто совсем неординарное. Современные фотохудожники ваяют портреты на основе цифрового изображения. После обработки его можно нанести не только на фотобумагу, но и на холст. Холст может быть натуральным, синтетическим и комбинированным.
Натуральный холст изготавливают из льна или хлопка. Чтобы заполнить пустоту ячеек, на него наносят грунтовку. Грубая текстура придает картине реалистичности и непохожести на серийные промышленные изображения.
Вместо красок здесь используются пигментные чернила. Все вместе составляет вполне презентабельный вид прекрасного портрета. Специальная обработка добавит ощущения, что с данным полотном работал художник эдак века XVII -XVIII .
Подписывайтесь на наш канал, пишите в комментариях темы, которые вам было бы интересно читать и вопросы, которые вы хотите обсудить.