Проблемы интеграции лиц с ОВЗ в современное общество.
В современной России вопрос социальной интеграции людей с ограниченными возможностями стоит достаточно остро, и связано это с устойчивым увеличением численности людей с физическими, умственными или ментальными отклонениями.
К началу 2020 года доля инвалидов составила 8,3% от общего населения России , или 12,947 млн человек, в том числе 5,6% — дети-инвалиды . По данным Росстата, ежегодно детская инвалидность растет на 18 тыс. человек.
Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, – это члены общества, которые ввиду ограниченности своих физических, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования. Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации данной группы населения, то следует заметить, что в настоящее время лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью и реализовать себя как личность. Развитие современного общества определяется не только с экономической точки зрения, но и по отношению этого общества к людям, остро нуждающимся в поддержке.
Российское законодательство провозглашает права «особого» человека на социальную интеграцию, образование и развитие, но механизм для реализации отсутствует.
Прежде чем перейти к анализу проблемы социальной интеграции инвалидов, обратимся к понятию «интеграция». Слово «интеграция» происходит от латинского integer – целый или integration – восстановление, восполнение.
В социологии интеграция рассматривается как процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимосвязи и взаимодействии отдельных специализированных элементов.
Применительно к интеграции инвалидов пользуются понятием «социальная интеграция»
Процесс социальной интеграции является сложным и многогранным. Он напрямую связан с социализацией и адаптацией.
Однако первостепенную важность представляет реабилитация, без которой просто невозможна социальная интеграция. Основной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, правового положения. Конечной целью реабилитации инвалидов является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция.
Адаптация инвалидов к окружающей среде может быть успешной и неуспешной.
Вживаясь в социальную среду, индивиду приходится отказываться от ранее усвоенного и приобретать нечто новое из окружающей действительности. Если приобретаемое оказывается более ценным и значимым, чем теряемое, то адаптация оказывается терпимой и проходит весь успешно.
Если же инвалиды больше теряют, чем приобретают, то адаптация становится негативной по своему характеру воздействия.
Результатом такого процесса часто является отказ индивида от интеграции в общество.
В своей работе Г.Зиммель подчеркивает что, интеграция возможна только благодаря реализации практик общения и активному участию инвалида в общественной жизни.
Благодаря такому взаимодействию человек развивается как личность, избавляется от комплекса неполноценности, приобретая уверенность в себе. Таким образом, можно прийти к выводу, что социальные группы и общество в целом, являются важнейшим фактором социализации индивида.
Рассмотрим факторы, влияющие на процесс социальной интеграции людей с инвалидностью в современном российском обществе
Личностные проблемы
Первостепенную важность представляет непосредственно желание индивида быть интегрированным в общество. Без стремления и желания человека, процесс социализации и адаптации сложно представить. Однако даже если индивид сам пытается включиться в среду, это может принести ему разочарование. Парадокс вызван тем, что попытка жить наравне со здоровыми людьми вызывает у инвалидов стресс. Пытаясь наладить коммуникацию с обществом, индивид формирует завышенные ожидания, а на деле сталкивается с неприятием отдельных лиц в обществе, что может вызвать в дальнейшем потерю интереса к повседневной жизни.
Семейная поддержка
Семьи бывают разные, и каждая по-своему реагирует на появление в составе человека с ограниченными возможностями и неважно ребенка или взрослого. В российском государстве за последние десять лет произошли существенные изменения в семейной социальной политике. Теперь семья несет ответственность за решение важных для нее вопросов. На сегодняшний день семья должна обеспечить материальную, педагогическую, психологическую поддержку инвалиду. Именно семья является одним из основных ресурсов для интеграции инвалида в обществе.
Отношение общества
Одним из важнейших социально-психологических факторов интеграции является отношение к инвалидам здоровых людей. Даже если у инвалида появляется возможность активного участия в жизни общества, он не всегда может реализовать её просто потому, что здоровые люди неохотно вступают с ним в контакт. Зачастую, общество ставит клеймо таким людям, особенно ярко это выражено в детских учреждениях, где ребёнок с какими-либо нарушениями здоровья становится поводом для насмешек и издевательств.
Нормативно-правовой аспект
Законодательная база Российской Федерации выделяет особые права инвалидов. К таким правам относится: право на первоочерёдное получение земельного участка, обеспечение средствами передвижения, право на бесплатную юридическую помощь, люди с инвалидностью имеют право на поступление в высшее учебное заведение вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов. Однако на сегодняшний день осуществление большинства законов проходит формально, основная часть льгот заменены 1339 компенсационными выплатами, безбарьерная среда существует только в многочисленных проектах, программах и отчётах.
Проблема получения образования
Трудность связана с неприспособленностью высших учебных заведений к такой категории граждан. Отсутствие пандусов, лифтов, широких дверных проемов, а также можно отметить отсутствие знаний и умений преподавателей в организации учебного процесса с инвалидами.
Многие люди сталкиваются с некорректным отношением в учебных заведениях, это связано с менталитетом и низкой культурой граждан. Такое влияние общество на человека может привести к дезадаптации, тем самым усложняя процесс социальной интеграции. Все эти факторы объясняют низкий уровень высшего образования среди инвалидов первой и второй групп.
Возможности среды
К средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов в общество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры и наличие рабочих мест для обозначенной категории граждан.
Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий по обеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей работой, в том числе создание для них специализированных условий труда. Труд инвалидов выгоден обществу, поскольку инвалиды получают доход, а общество дополнительные трудовые и социальные ресурсы.
Трудоустройство является видом социального обслуживания, способствующего, в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым условиям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан, частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый ряд специализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социальной интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди которых наиболее важными являются: несовершенство законодательной базы, нежелание индивида быть интегрированным или принять ситуацию, в которой он находится, зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и индивида и опыта семейных взаимоотношений.
Развитие и усовершенствование системы реабилитации, расширение возможностей среды и использование средств массовой информации, все это поможет преодолеть трудности. Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он определяет себя, свое будущее место в обществе