Прогрессивный блэкгейз-коллектив родом из Новосибирска сформировался в далеком 2011 году. От создателей ютуб-канала “Ну, как там с деньгами?”, группы “Буерак”, “Ведьма” и “Спикер”, он просуществовал всего шесть лет.
Почему мы говорим о “Культуре курения” даже спустя четыре года после ее распада?
“Культура Курения” - феномен современной отечественной постпанк сцены. Изощренная смесь черного металла со сдержанным постпанком, бластбитом в экстремальной манере подачи и тонущей в пафосе мрачности - это оставляло свою тень на звучании треков.
Среди монолитов постпанка “Культура Курения” как раз-таки отличается бешеной энергетикой блэкгейза (смешением черного грубого металла и мечтательного шугейза). Потому коллектив - смачный представитель новой волны, которая так редко встречается в России, сказать по-честному. Все-таки больше она распространена в Европе.
Удивительно, что музыканты категорически отрицали всякое причастие к звучанию вроде “Deafhaven”, “Ocoai”, “Neige” и других представителей вопиющего и атмосферного блэкгейза.
Почему Новосибирск не принимал: биография КК
Коллектив родился в Новосибирске, в самой столице Сибири. Замешанную на металле, группу организовали Андрей Сташкевич (вокалист и ныне известный как пранкер Михал Палыч Терентьев) и Павел Щербаков (гитарист). Далее к музыкантам примкнули Артем Черепанов (басист, ныне лидер группы “Буерак”) и ударник Алексей Леонов.
На протяжение карьеры “КК” выступил всего раз в родном городе. В интервью изданиям музыканты сетовали на отечественной унылость сцены, и на то, что в городе они “никому не нужны, не интересны, и это печально”.
Первым проектом от создателей “Культуры курения” стал рок-ансамбль “Black Metall” еще с давних школьных времен. Старшеклассники даже успели отыграть концерт на момент активности группы.
Вторая группа “Arizona Pavements” стала элементом классического пост-хардкора, собранного в Куйбышеве (располагающегося в 113 км. от Новосибирска). Когда участники, наконец, встретились в городе-миллионнике, возникла известный нам коллектив.
“Собрались мы после того, как развалили прошлую банду. Было это вначале 2011 года, хотелось играть концептуальное и необычное, поэтому подошли к этому делу достаточно серьезно” - рассказал Павел в интервью aortezine.
Дискография и влияние
В дискографии “Культуры Курения” насчитывается пять альбомов с черной начинкой, ревом гитар и гиперболизированной безнадежностью.
Дебютный миньон “Рвота” вышел в 2011 году на кассетах от украинского лейбла “Depressive Illusions Records” и возлюбился почитателями пост-блэка. Наверное, самый душераздирающий трек здесь - “Растерянность”, когда битье по струнам сопровождается давящим перегрузом, а текст стоит на репиде. Чувства возникают следующие: сначала свыкаешься с экзистенциальной тошнотой, она нарастает невыразимо быстро, а потом тебя вдруг выворачивают наизнанку. Это не просто песня, а лихорадка, маниакальный приступ или что угодно режущее, больное, острое. Он чрезвычайно напоминает и настроением, и звучанием на “Glint” и “Worthless Animal” из альбома “Ordinary Corrupt Homan Love” американской пост-металл группы “Deafheaven”
Затем “Культура курения” выпускает альбом “Холодные провода/ Цемент” (от лейбла “Mass Production”, с участием барабанщика Макса Петрова). В треках добавляется больше шума и гитарных партий, потому и понятие боли и кризиса размывается. Шум заглушает тексты-бритвы и царапки звучания гитар: шугейз осторожно обволакивает и обходит все эти битые стекла, на которых можно напороться.
Альбом “Обскур” существенно отличается от прошлых треков. Здесь меньше всесторонних шумов и перегруза и упор будто намеренно делается на текст. Названия безличные, аморфные: Обскур1, Обскур 2, Обскур 3. Лирический герой чувствует деперсонализацию. Особенно хорошо убегает реальность в третьем треке: “Это нигде и ничто, это никто и никак”.
В 2013 “Культура курения” выпустил “Некрофилию” с участием японского лейбла и впервые посетил Москву.
“С нами на связь вышел японский лейбл, официально подписали контакт, дали бабок на запись, он издавал огромный тираж дисков: около 1000” - рассказал в интервью с POD QAST Андрей Сташкевич.
Здесь треки “Цепи”, “Некрофилия” “1997” демонстрируют приятную раскачку: спокойные гитарные партии и басы, как вдруг резкий перегруз за поворотом и крик. Это в новинку, и это неожиданно, так, возможно, подкарауливает и нападает грусть.
В феврале 2017 года - пока конечный альбом “Культура курения”. Замечательный трек “Конфискатор” - это чистейший блек-панк, мрачный шугейз, опять же надрыв, погружающий до сердцевины трека: “Серебристый свет вышибет окно”.
Тексты Андрея Сташкевича
Помимо звучания любопытны и тексты, которые ограняют металл. Их автор - Андрей Сташкевич, вокалист группы.
Лиричность отдает депрессией, и это под стать музыке.
“Долгое темное лето
Хватало дрожащее тело
За плечи, ломало кости,
Садилось на край кровати
И слушало песни бессонниц”.
Здесь чаще всего -- тема любви, которая ударяет в затылок, и менее часто - страха перед жизнью.
“Я давно убит,
В живых нет меня”.
Эта цитата - выдержка из песни “Некрофилия” на стихи Владимира Муханкина, российского поэта, более известного как серийный убийца. В 1985 году он с особой жестокостью убил восемь человек.
И этот непроглядный мрак в сочетание с надрывным криком и воющими гитарами. Неудивительно, что на группу, по словам ее участников, оказали влияние “Nirvana”, “Metallica”, “Joy Division”, “Crystal Castles”, “The Cure”, “My Bloody Valentine”, “Immortal” и другие.
“ Ты ошибся номером, друг ”
Отрывки телефонных разговоров “Ну, как там с деньгами” и “Телеателье” помнят наизусть благодаря ютуб-каналу “Ну, как там с деньгами?” Трудно поверить, что пранки напрямую связаны с солистом и автором текстов “Группы Курения”.
Андрей Сташкевич - Михал Палыч Терентьев, который с 2000-х выводил из себя бабушек, продавцов, механиков по домашнему телефону (по вопросам: “Можно ли сократить мегапиксели?”, “Ну, я приду к тебе, похаваю?”, “Что изображено на картине Васнецова?”). Только спустя 20 лет он открыл свое имя.
Как переплетены между собой вирусные шутки про покупку маринованных яблок и мрачный вокал с таким же звучанием - вопрос любопытный, но ответ пока недоступный.
Правда, известно, что музыканты “Культуры Курения” не только были в курсе о пранках Сташкевича, но и вместе с ним звонили с домашнего телефона:
“У меня сохранился пранк, где мы вместе принимали участие. И Паша Щербаков (гитарист -прим.ред) принимал участие, и Леха Леонов (барабанщик, гитарист КК). Пранк был про свидетелей Иеговых, средненький, я его не выкладывал, на память себе оставил”,
- рассказал Андрей Сташкевич “POD - QAST”.
А что сейчас?
С 2017 года “Культура курения” прекратила деятельность, трансформировавшись в cold-punk goth rock коллектива “Ведьма”, группу “Буерак” от барабанщика “Культуры Курения” Артема Черепанова и “Спикер”. Делимся последним релизом альбома: отдаленно напоминает привычное звучание “Группы Курения”.
Но официальных подтверждений тому, что “Культура Курения” распалась, все-таки нет. Возможно, как поделился Андрей Сташкевич в последнем интервью, это затишье является лишь “перекуром”, отдыхом после музыкального актива.
Как бы то ни было, рекомендуем ознакомиться с группой, которая за шесть лет стала хорошо известна на волнах металла и блэкгейза.