Так вышло, что за последние лет пятнадцать мне довелось поездить едва ли не на всех модификациях «Мерседесов» моделей Vito и Viano, вообще появлявшихся на рынке. В 2008-м – на полноприводном кемпере Viano Marcopolo:
Годом позже я изрядно поколесил на самом простом заднеприводном фургоне Vito, который даже успел проверить в реальном краш-тесте – ехавшая сзади на «Хонде Джаз» девушка прошляпила момент, когда весь потом начал замедляться:
Кузов был полностью загружен мониторами и компьютерной техникой, но весь груз в итоге остался невредимым. Затем в конце 2010-го я попользовался дизельным заднеприводным Viano с рестайлинговым кузовом. А весной 2011-го катался в Италии по окрестностям Турина и предгорьям Альп на рестайлинговом «полноприводнике»:
В 2014-м я слетал в Испанию на завод в Витории, где делали эти «Мерседесы», и проехался по местным дорогам на Vito нового поколения: заднеприводном с прежним 2,2-литровым дизелем и переднеприводном с маленьким 1,6-литровым дизельком Renault:
А в 2015-м уже в Швеции, в городке Арвидсъяур за Полярным кругом, попробовал в деле полноприводный Vito нового поколения:
В общем, эволюцию коммерческих «Мерседесов» серии Vito мне довелось изучить на собственном опыте весьма обстоятельно. В этой связи, конечно, грех было не воспользоваться возможностью поездить на новом Vito после модернизации 2020 года. Кратенькими впечатлениями об этой машинке сегодня и хочу поделиться.
Итак, на сей раз это был Mercedes-Benz Vito Tourer 119CDI с довольно «крутым» пассажирским салоном, 190-сильным дизелем, 7-ступенчатым «автоматом» и полным приводом. Для русской зимы, конечно, огонь! Для тех, кто не следит за рыночным позиционированием нынешних «Мерседесов», сделаю маленькое пояснение. Практически одинаковые внешне машины для разных категорий покупателей немцы развели по разным рыночным нишам. Самые престижные пассажирские модификации именуются как V-class и продаются дилерами легковых автомобилей Mercedes-Benz . А вот модель Vito, даже когда она в пассажирском исполнении, продается дилерами коммерческих «Мерседесов» – в тех же центрах, где выставляются фургоны Sprinter. Внешние отличия между V-классом и самыми крутыми модификациями Vito, конечно, есть. Но досконально эти мелочи знают, наверное, только менеджеры в «мерседесовских» дилерских центрах.
Владельцам Vito сходство с V-классом наверняка приятно. Хотя назвать «коммерческим» этот экземпляр Vito у меня язык не поворачивается: его стоимость – 5,29 млн. рублей, тогда как самый простой из V -классов можно взять за 4 миллиона. Это сколько ж опций в него добавили… Вообще, опции – это конёк «Мерседесов»: список их кажется бесконечным. А ведь сперва будущему покупателю еще нужно выбрать между тремя вариантами длины и тремя исполнениями кузова (грузовой, грузопассажирский, пассажирский), несколькими типами привода, двигателя и коробки передач… Голова кругом!
Кто боится утонуть в разнообразии «мерседесовских» спецификаций, может сразу взять машину в «пакетном» исполнении: это когда производитель сам предлагает фиксированный набор каких-то опций по более выгодной цене для определенных категорий покупателей. Вот и тестовый Vito – как раз «пакетный»: версия LIFE предполагает максимальный набор опций, наиболее часто заказываемых частными владельцами. Ну что, заглянем внутрь?
А внутри – три ряда сидений, расставленных по схеме 2-3-3. Отделка тут попроще, чем в V-классе, а сиденья сделаны трансформируемыми: их можно сдвигать вперед-назад по рельсам в полу, можно складывать в любых комбинациях или снять совсем, превратив Vito Tourer в подобие грузового фургона на полтонны груза. Для последней процедуры, правда, стоит позвать помощника, чтобы не надорвать спину. Но, к слову, даже с полным салоном сидений у «Турера» со среднеразмерным кузовом остается полноценный багажник:
Вот эта полка в багажнике, кстати, очень классная штука: она, во-первых, выдерживает солидную нагрузку – несколько десятков килограмм точно, то есть тяжелые сумки или чемоданы можно спокойно ставить в багажнике в два этажа. Для более удобного доступа в нижнюю часть багажника полку можно поднять на газовых упорах. А можно открыть ее крышку, и там окажется тайничок, где удобно разместить все автопринадлежности – трос, насос, баллонник, огнетушитель и т.д. Если же сложить спинки пассажирских сидений, то они образуют вместе с этой полкой ровную площадку, что удобно как для перевозки нетяжелых длинномерных грузов, так и для организации спального места в путешествиях (но тогда сверху потребуется постелить толстый плотный матрас). Все эти варианты трансформаций показаны в галерее:
Какие еще опции нашлись в салоне тестового «Турера», помимо багажной полки? У задних пассажиров есть своя система климат-контроля, свой отдельный отопитель. Вторая сдвижная дверь с левой стороны – тоже опция, как и автоматический привод этих самых сдвижных дверей. Чтобы автоматика сработала, нужно потянуть за дверную ручку, нажать кнопку на стойке дверного проема или воспользоваться другой кнопкой на панели приборов. А еще в комплектации оказалась вот такая панорамная стеклянная крыша от V-класса:
С такой, наверное, здорово ездить летом где-нибудь в горах. Или летней ночью под небом с яркими звездами… Но зимой, конечно, эту панораму я закрыл обратно сразу же после того, как открыл и посмотрел: стекло есть стекло – от него веет холодком. А чем Vito порадует водителя? Пора переходить в переднюю часть салона:
По дизайну панели приборов несложно понять, что Vito нынешнего поколения разработали не сегодня и даже не вчера: стилистические отличия от более современных моделей «Мерседесов» уже очень значительные. Но функционал всех бортовых электронных систем вполне соответствует 2021 году. Тем не менее, сев за руль, не узнать Mercedes невозможно, даже если в упор не замечать трехлучевую звезду на руле. Потому что водителя окружают несколько артефактов, совершенно несвойственных автомобилям других марок. Потянете руку между передних сидений за рычагом «ручника»? Зря: его там не будет, на «Мерсе» стояночный тормоз включается отдельной педалью и сбрасывается отдельной ручкой слева от рулевой колонки. Их как раз хорошо видно на этой фотке:
Так же бесполезно пытаться по выработанной десятилетиями привычке включить «дворники» правой рукой: под ней – только рычажок селектора автоматической коробки передач. А управление стеклоочистителем вынесено на левую сторону, на рычажок «поворотников». Эта чехарда с переключателями – единственное, что мешает мне почувствовать себя в Vito «в своей тарелке» с первых же минут. Ведь в том, что касается эргономики, «немец» хорош, и к обзорности у меня вопросов нет. И комбинация приборов тут хоть и «из прошлого века» – со стрелочными приборами и монохромным дисплеем – но свою информационную функцию выполняет отлично:
Хотя уверен, что на следующем поколении Vito от «олдскульных» приборов не останется и следа. Как пить дать, сюда поставят два интерактивных цветных планшета, на которые будут выводиться все необходимые данные. Но идем дальше: еще похвалю передние сиденья: держат в тонусе! Будучи довольно жесткими, к езде вразвалку они не располагают, но если выбрать правильную посадку – можно заметить, как точно выверен их профиль, как хороша боковая поддержка. Тем более что с полным набором электрических регулировок и памятью настроить эту самую правильную посадку и запомнить выбранные параметры не составляет труда. Опять же традиционно для «мерсов», управление электрическими регулировками передних кресел, как и их обогревом, вынесено на передние двери:
На первый взгляд, чуть ли не примитивным выглядит мультимедийное головное устройство: визуально оно не сильно отличается от тех, что можно было заказать на Vito еще лет десять тому назад. Разве что теперь его дисплей стал полноцветным, сенсорным и «подружился» с камерой заднего вида. Однако не спешите с выводами. На самом деле, эта «мультимедийка» подключена к Интернету.
Сетевая интеграция – это и есть один из главных пунктов обновления, которому подвергся Vito летом прошлого года. В общем, теперь владелец «подключенного» Vito может создать учетную запись на «мерседесовском» портале и через нее постоянно держать связь с машиной по смартфону. Можно выводить на экран телефона текущую информацию о состоянии машины (от положения окон до остатка уровня топлива в баке), можно настраивать через телефон бортовые электронные системы, получать данные о геолокации припаркованного автомобиля и информацию по кратчайшему пути до него и т.д. В общем, в этом плане у Vito все очень современно.
А нам пора, наверное, перейти к двигателю. Теоретически в России под капотом Vito можно увидеть даже бензиновый 211-сильный мотор, но это все-таки исключение из правила: машины такого класса обычно покупают дизельными. Вот и на тестовом Vito стояла 190-сильная турбодизельная «четверка» объемом 2,2 литра:
Это самый мощный дизельный мотор из числа тех, что можно заказать для Vito . Он отвечает нормам Евро-6 и потому оснащен впрыском мочевины в выпускной тракт. Поэтому и заправочных горловин под традиционным лючком две. Перепутать горловины вряд ли возможно: слишком различаются размерами, да еще и цвета пробок разные.
Бачок для мочевины может иметь два варианта вместимости: 11,5 или 25 литров. На нашем экземпляре оказался увеличенный, и с ним при спокойной манере езды запаса AdBlue должно хватать от ТО до ТО (25 тыс. км). «Забить болт» на кончающуюся мочевину не получится: электроника «задушит» мотор и не позволит вести нормальную эксплуатацию. Но проблемы-то купить AdBlue давно уж нет: ее не только на многих заправках, но даже в крупных сетевых супермаркетах уже порой продают.
А что с динамикой? Vito – не ракета: сказывается солидный вес. У тестовой машины он равен 2,6 тоннам без нагрузки. «Фольксвагеновский» Multivan с битурбодизелем при схожей мощности на газ реагирует поострее. Однако разгоняется «Мерс» одинаково напористо с любых скоростей, притом что 7-ступенчатый автомат перебирает ступени оперативно и, в отличие от DSG на «народных автомобилях», почти незаметно. Есть, конечно, и ручной режим: передачи можно перещелкивать подрулевыми лепестками. Но алгоритм работы коробки не вызывал у меня никаких нареканий, так что просто поигрался ручным режимом ради интереса да без сожалений вернулся в «автомат». В принципе, Mercedes-Benz ровно так и должен быть настроен: «взрывной» характер не соответствовал бы философии этой машины. Тем более что при езде без лишней суеты расход топлива вполне удается уложить в 9 л/100 км. С поправкой на вес, «автомат», полный привод и зиму – круто! И еще, наверное, стоит сказать про устройство полного привода:
Все, что Vito требует от водителя в сложных дорожных условиях – рулить и давить на газ. А остальное за него сделает электроника, причем сделает удивительно корректно! Никаких «понижаек» и блокировок у Vito нет в принципе. Все три дифференциала – и межосевой в «раздатке», и оба межколесных – свободные. А с пробуксовкой колес борется импульсным подтормаживанием электронная система перераспределения тягового усилия (она называется 4ETS). Понятно, что имея скромный клиренс, Mercedes не претендует на вездеходность, но со скользкими покрытиями вроде обледенелых горок расправляется великолепно. Хотя нет, вру: пара «лишних» кнопок, опосредованно относящихся к теме проходимости, на панели все-таки есть. Первая из них активирует DSR – систему регулирования скорости на спуске. Вот она:
Эта кнопка позволяет задавать скорость движения под уклон в интервале от 4 до 18 км/ч. Вторая – кнопка отключения (точнее, «притупления бдительности») системы стабилизации: после ее нажатия ESP допускает возникновение кратковременной пробуксовки колес, что может пригодиться, когда надо «кавалерийским наскоком» преодолеть небольшой участок бездорожья. Вообще надо заметить, что по насыщенности разными электронными ассистентами и системами безопасности Vito – чемпион в своем классе. Кроме таких «банальностей», как ассистент трогания на подъем, у него есть ассистент противодействия боковому ветру, система поддержания тормозных дисков в сухом состоянии при езде в дождь, система предварительного повышения давления в тормозном приводе в критических дорожных ситуациях… Есть даже подсистема, которая по степени проскальзывания колес определяет тип дорожного покрытия и корректирует под него работу ESP.
Другая группа ассистентов нацелена не на корректировку реакций автомобиля, а на информирование водителя об опасных ситуациях. Наиболее полезной я бы назвал систему контроля мертвых зон, которая зажигает предупредительные огни в зеркалах заднего вида при наличии сбоку попутной машины. Есть прок и от ассистента удержания в полосе, который заставляет вибрировать руль в руках, если машина нечаянно начинает «убегать» в сторону и наезжает на линии дорожной разметки. Правда, в слякотную погоду под слоем реагентов разметку Vito ожидаемо видит через раз. А вот система контроля усталости – на мой взгляд, штука бесполезная. По взаимодействию водителя с органами управления электронный «мозг» автомобиля способен распознать, что того начало клонить в сон. В этом случае на дисплее зажигается пиктограмма с чашечкой кофе, призывающая водителя остановиться на перекур:
Ну, и что? Будет хоть кто-то реагировать на эту лампочку? Боюсь, что нет. Ну, а если уж некий дорожный инцидент все-таки произойдет, в дело должны будут вступить системы пассивной безопасности: в арсенале тестового Vito есть и фронтальные, и боковые подушки и шторки безопасности, преднатяжители ремней. Надеюсь, что вам никогда не придется проверять эффективность их работы. А я, повторюсь, как-то уже проверил – работают хорошо ))