В последние годы все больше оборотов набирает движение так называемых синглтонов. Недавняя пандемия только усилила эту тенденцию.
Синглто́ны (от англ. singleton «одиночка») — люди, предпочитающие жить отдельно от других, сознательно отказывающиеся от брака и образующие своеобразную семью из одного человека .
Американский социолог Эрик Клайненберг в своей книге «Жизнь соло» указывает на то, что примерно до 50-х годов XX века одиночество как социальный конструкт практически отсутствовало в обществе. Позднее, параллельно с развитием экономики, борьбой за женское равноправие и ростом личных доходов граждан, стало расти и число людей, не желающих создавать семьи. Разумеется, это в первую очередь относится к американцам и жителям стран Западной Европы.
В Россию «мода» на одиночество пришла гораздо позднее. В Советском Союзе настолько крепко держались за институт семьи и брака, что ради возможности сохранения хотя бы видимости «ячейки общества» боролись по всем фронтам: изменщиков «песочили» на партсобраниях, соседи дружно выражали свое «фу», а фраза «хоть плохонький, но свой» на много десятков лет определила судьбу большинства женщин в нашей стране. Кстати, про наставления про «тикающие часики» и «все друзья уже остепенились, а ты…» - тоже из этой оперы.
Меняться ситуация начала не так давно. И, в первую очередь, благодаря возможности вести единоличное хозяйство (и это не про домик в деревне). Я думаю, многим знакома ситуация (на личном опыте или хотя бы на примере знакомых), когда в одной квартире зачастую проживало несколько поколений и ветвей одной семьи. Съехать куда-либо было невозможно по объективным причинам: свободные метры просто отсутствовали. К тому же элементарно выжить без мужа/жены или родителей было очень сложно, ведь не секрет, что совместное ведение домашнего хозяйства обходится дешевле. Но сейчас предложение на рынке недвижимости вполне обеспечивает спрос. И если нет возможности или желания впрягаться в ипотеку, можно просто снять квартиру, «свалив» от родителей в самостоятельную жизнь. Улучшилась и ситуация с продуктами – не нужно иметь какие-то особые связи, чтобы «достать» дефицитные товары. Все это приводит к увеличению числа одиночек.
Доктор психологических и кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский в своих статьях условно разделяет российских «синглтонов» на три группы:
1) Молодые люди в возрасте около 25 лет, предпочитающие «жить в кайф», и перекладывающие большинство бытовых проблем на родителей;
2) Тридцатилетние «карьеристы» - люди, сознательно сделавшие выбор в пользу карьеры и хобби;
3) Одиночки из тех, «кому за…» - как правило 40-45летние люди, имеющие негативный опыт отношений или пережившие развод.
Есть еще одна группа – это одинокие старики, пережившие потерю супругов. Но их, как правило, не рассматривают в качестве синглтонов, т.к. их одиночество не является результатом выбора. К тому же они, как правило, посвящают себя другим членам своей семьи.
Уже упоминавшийся Эрик Клайненберг в своей книге приходит к выводу, что сознательное одиночество – прогрессивное явления и таких людей будет все больше. Правда, причина, по которой это должно произойти, шокирует: обществу потребления выгодны домохозяйства, состоящие из 1 человека.
Сколько квартир нужно семье из 3 человек? Правильно, одна. А одиночке? Все верно, тоже одна. А телевизоров? Компьютеров? Аналогичная ситуация и с другими товарами.
Получается, что современная мода на «жизнь для себя», чайлдфри и тому подобное просто навязывается нам товарными глобалистами? Грустно, если честно…