-Одиннадцатый! Отключи третий участок! Со мной 20 пакетов.
"Пакеты"- это мы. Двадцать зэчек, которых вывели на запретку, или как её ещё называют " тропу", чистить снег. Запретка- это тропа по периметру зоны, с которой зимой вывозят снег, летом выщипывают всю траву и боронят нейтральную полосу. Вообще, об этом запрещено говорить, так как делать всё это должны сами сотрудники. Они, конечно, идут на уступки, например, разрешают постираться в отряде, раньше лечь спать, а иногда даже устраивают внеочередную баню. Здесь всё зависит от инспектора, который выводит на тропу. Есть такие, что наравне с зэчками чистят, долбят, гребут. Вот те и позволяют поблажки.
У каждого отряда два раза в неделю по графику стоят хозработы.
УИК РФ Статья 106. Привлечение осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда.
1. Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.
Но это по закону. Особенно мне нравится слово "могут". Потому что нам постоянно тыкали этой статьей, говорили :" вы обязаны отработать два часа в неделю на хозработах!"
Я уже рассказывала раньше, что за редким исключением в нерабочке остаются те, кто нигде не пригодился. Это больные физически и "на голову". Вот они и тянут все хозработы отряда. Помимо запретки и уборки территории, это ещё разгрузка машины с мукой, цементом, когда девчата на себе таскают пятидесяти килограммовые мешки. В сильные морозы посылают на помощь в кочегарку таскать носилки с углем. В день, когда у отряда хозработы, хочется сбежать куда подальше, чтобы не слышать в телефонную трубку истерических криков дежурки:
-Зимина ! Полчаса назад вызывала "хозников" на разгрузку машины! Что за ёб...тая у тебя на тумбе сидит?! Пять минут вам! Иначе выстрою всех на плацу!
Подарок судьбы, если в отряде есть человек, ответственный за хозработы, который знает, как правильно распределить нагрузку, который достаточно авторитетен, чтобы его слушали. Была у меня одна такая в самом начале. Характер- кошмар! Но лучше её с этим никто не справлялся. Девчатам легче было пойти отработать, чем выслушать её вопли. Но я горя не знала. Помню, когда она прошла УДО, так поздравляли не её, а друг друга, как будто выиграли войну.
По сути, хозработы выполняли одни и те же люди, и продолжительность их была гораздо дольше, чем два часа в неделю. Доставалось всем, и больным, и здоровым, и даже эпилептикам. Хотя последние, надо отдать должное, сами часто вызывались на тяжёлые работы. Я сначала не понимала, но потом догадалась, что таким образом они хотят быть " как все", хоть ненадолго почувствовать себя обычным "здоровым" человеком.
Ещё одна проблема, на первый взгляд несущественная, это форма одежды. В ПВР написано, что наша обязанность- это опрятный внешний вид. Попробуй быть опрятной после разгрузки муки или угля. Поэтому в каждом отряде есть подменный фонд, в котором хранятся вещи для хозработ. Раньше разрешались старые спортивные костюмы темного цвета, черные свитера, футболки. Последние пару лет и это запретили. Отшмонали все вольные вещи, разрешили только форменные. А где их возьмёшь, если при освобождении с тебя требуют всё, что выдавали, даже если срок эксплуатации вещей давно прошёл. Самая большая проблема- это, конечно, обувь. Она летит на зоне с невероятной скоростью. Выдаётся на три года, приходит в негодность уже через год максимум. Взять негде, даже если ты желаешь оплатить дополнительно. Пока срок не пройдет- не выдадут. Выкручивается кто как может.
Как бы нас не пытались уравнять, одевая в форму, по внешнему виду всё равно можно было определить и социальный статус,и материальный достаток и даже интеллектуальный уровень. Женщины старались и в этих условиях как-то выделиться, выглядеть красивее. Форма перешивалась, подгонялась по фигуре, хотя это и запрещено правилами внутреннего распорядка. Ещё до появления в продаже парфюмированных кремов и спреев без содержания спирта, девчонки разводили кондиционер для белья и этим брызгались, потому что духи и другая парфюмерия на зоне запрещены. Но женщина ,если она женщина, в любых условиях остаётся ею.
Любой, даже самый тяжёлый день когда- то заканчивается. Приходит с фабрики рабочка. В 16:40 начинается вечерняя проверка, потом остаётся только один поход- в столовую на ужин. Затем личное время и в 21:45 отбой.
Весь день расписан по минутам и напоминает "день сурка". Но в этом и спасение....
Продолжение следует...