«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.» (Ин. 15: 12-14).
Что же такое настоящая любовь в христианском понимании? Эта любовь значительно отличается от влюблённости или романтической любви между мужчиной и женщиной, потому что и христианство – это учение не человеческое, а сошедшее с небес. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.» (Гал. 1: 11-12). Поэтому христианская любовь выше любви романтической или влюблённости, как небо, выше земли: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55: 8). Бог - есть Любовь, как говорит нам Апостол Иоанн Богослов: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» (1-е Иоанна 4: 8). Христианская любовь – это настоящая любовь, любовь от Бога: «потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога.» (1-е Иоанна 4: 8). Вот как характеризует истинную любовь апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8). Влюблённость же может пройти со временем и романтическая любовь тоже. Романтическая любовь обычно направлена на одного человека, любовь же настоящая направлена на всех людей и на Бога: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Иоанна 4: 20).
Любовь земная – чувственная душевная, изменчива, как и сам человек: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.» (Псалом 145: 3-5). Эта любовь плотская, она может быть и между людьми неверующими в Бога, далёкими от веры: «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.» (Иуда 1: 19).
Настоящая же любовь от Бога – это любовь жертвенная, духовная и не может быть без веры в Бога и любви к Нему. Даётся она Богом, возлюбившим нас и не пожалевшим для нас даже Своего Сына: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.» (1-е Иоанна: 9-10). Примером такой жертвенной любви в Ветхом Завете являются Авраам и Исаак, как прообразы Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Авраам согласился принести в жертву Исаака ради послушания Богу, не пожалел своего любимого долгожданного сына: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.» (Быт. 22: 1-3). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» (Быт. 22: 11-12).
Всё это он совершил, имея веру, доверие Богу, что Бог благ и силён воскресить Исаака, веря, что послушание Богу несёт благословение. И таким образом послушавшись Бога он приобрёл милость в Его глазах и благословение: «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.» (Быт. 22: 15-18).
Образом настоящей жертвенной любви для нас является Господь наш Иисус Христос, который положил Свою жизнь за нас. Таким образом, Он явил нам главные качества Бога: любовь и смирение, которыми победил врага – дьявола, князя мира сего, которому суд написан. Господь побеждает его крестной жертвой и возносится в Славе и пребывает вовек: "ибо сила Моя совершается в немощи" (2-е Кор. 12: 9). Господь показывает нам, что в этом мире справедливости нет, нужно иметь чистую совесть перед Богом, чтобы обрести жизнь вечную, следуя за Христом. «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.» (Ин. 10: 15). При этом Он претерпел за нас поругания, осмеяния: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.» (Мф. 27: 27-30). Проходящие люди, которые до этого встречали Его «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9), злословили Его и говорили: «и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.» (Мф. 27: 40). Он же в это время молился за людей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Лк. 23: 34). «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. (Исаия 53: 3-5). Также мы поступаем, когда осуждаем человека, попавшего в беду, пусть даже согрешившего, но мы не знаем его сердце, а знает только Бог. Поэтому нельзя никого осуждать, этим мы можем уподобиться распявшим и осуждающим Христа: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40). Люди и до этого пренебрегали заповедями Божиими, и сейчас, пренебрегая, притесняя бедных, оскорбляют этим Бога, уподобляясь распявшим Христа: «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.» (Исаия 41: 4).
Нет ничего превыше такой жертвенной совершенной любви, которая невозможна без веры: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.» (Ин. 10: 17-18). Значит можно сделать вывод, что христианская любовь невозможна без веры и надежды на спасение души и упования на Бога: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1-е Кор. 13: 13). Являющий такую любовь приобретает намного больше, чем теряет, как Господь Иисус Христос был возвышен и пробрёл вечную славу: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Исаия 53: 11-12).
Все последующие примеру Христа приобретают тоже намного больше, чем теряют, подобно апостолам, мученикам, преподобным и всем последовавшим путём Христа: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её.» (Мф. 16: 25). Эта жертва может для начала проявляться и в малом. Например, если отдаём ближнему лучшее, что хотели бы иметь сами, или жертвуем своим личным временем, чтобы помочь другому, ущемляем какие-либо свои интересы, заступаемся за слабых, уступаем ближним как и сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10), «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.» (Исаия 1: 17). Это и будет проявлением настоящей любви.
Господь Иисус Христос являл Свою любовь людям, делал много добра, исцелял больных, слепых, воскрешал мёртвых, проявлял милость к кающимся грешникам и всё это делал ради людей: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни». (Мф. 8: 16-17). «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.» (2-е Кор. 8: 8). Защитил женщину, взятую в прелюбодеянии: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин. 8: 3-11). Если человек следует примеру Христа, то он приближается к Богу и соответственно являет настоящую любовь, как апостолы: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он.» (1-е Ин. 4: 17).
Такая настоящая любовь, безусловно, может быть и между двумя людьми, но только, в том случае, когда любовь есть внутри: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22: 39). А любящий себя человек творит правду и соблюдает заповеди Божии. Противоположное же любви состояние, эгоизм, любовь ко греху, губит душу: «Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10: 5). Такая совершенная любовь между людьми может быть, и эта любовь, как в сказке, к такой и нужно стремиться. Вот, пример сказки «Красавица и чудовище». Вспомните, что в этой сказке, сначала в замок к Чудовищу попал отец Бэлль. Когда же она поехала искать его и нашла его в замке в плену у Чудовища, то она захотела пожертвовать собой ради отца и осталась в замке вместо него у Чудовища. Пожертвовав по сути всем, Бэлль приобрела в конце и любовь и богатство, и верных друзей, вышла замуж за принца и эта её жертва привела к такому счастью. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Пословица. Также и жизнь христианина. Сначала заповеди могут показаться трудными для исполнения, но что они дают, и какая награда ожидает за этот христианский путь, не сравнится ни с чем на земле. По словам Преподобного Серафима Саровского: «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.» Тогда уже и сама смерть не страшна: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.» (Флп. 1: 21).
Нам нужно всегда помнить, что человеческая земная любовь может пройти, так как люди изменчивы, переменчивы. Любовь Божия к нам неизменна и пребывает во век. И в самых тяжёлых жизненных ситуациях вспомним, что есть Господь, Любящий нас: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3: 6). «Блаженны все, уповающие на Него.» (Псалом 2: 12).
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени.» (Флп. 2: 5-9).