Найти в Дзене
Отдел кадров

А вот и не подерётесь! Решение и эскалация конфликтов на работе

Оглавление

Конфликты – это неизбежная составляющая жизни и работы. Одни ваши подчиненные увиливают, другие выслуживаются, одни – ради себя любимых, а для других столкнуть коллег лбами – любимое дело. Результаты – стресс, напряженность, снижение продуктивности. Рассказываем, как минимизировать "побочки" и обратить конфликт себе на пользу.

Для начала: что такое конфликт? Это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.

Как правило, у них есть истинный мотив и мотив озвучиваемый, которые в некоторых случаях могут совпадать.

Как вести себя в конфликте?

Стратегий поведения всего пять:

1. При уступке вы ставите интересы оппонента выше собственных.

2. При соперничестве вы ставите свои интересы выше интересов оппонента.

3. Уход от конфликта – это бездействие, стратегия собаки на сене: и сама не ест, и другим не дает.

4. Взаимная уступка, когда обе стороны чем-то жертвуют, но что-то приобретают, называется компромиссом . Его можно найти, если между вами и оппонентом нет напряженности или агрессии, вы не пытаетесь друг другом манипулировать.

5. Ну а если вы с оппонентом оба решите найти альтернативу, которая устроит всех, то станете партнерами и начнете сотрудничество .

Выбирая стратегию, опирайтесь на уровень общения с оппонентом (степень доверия между вами) и его готовность к сотрудничеству.

Уровни общения могут быть следующими:

  • Оборонительный. Это то, что называется «бей или беги». Если в вашей команде есть человек, болезненно чувствительный к переменам и нововведениям, который в любом разговоре закрывается и отбивается – это тот самый случай.
  • Уважительный. Оппонент понимает вашу точку зрения, но не сопереживает вам, хотя и открытого противостояния не хочет. Если у тебя есть подчиненные, которые готовы работать, но не проявлять инициативу – они еще на этом уровне.
  • Синергия . Возникает при высокой степени взаимного доверия и готовности к сотрудничеству. С коллегами, которые переживают за показатели не меньше вас, активны и инициативны, вы можете достичь результатов, которые превзойдут запланированные.

Выше планку!

На оборонительном уровне договориться с оппонентом будет сложно, поэтому, чтобы конфликт разрешился, постарайтесь поднять уровень общения до уважительного. Что для этого нужно?

  1. Установите истинный мотив оппонента.
  2. Узнайте, что за потребность им движет.
  3. Выясните, где ваши интересы сталкиваются, а где совпадают.
  4. Предложите варианты решения конфликта, которые устроят обоих.
  5. Покажите готовность к партнерству и предложите оппоненту сделать первый шаг вместе.
Подчиненный просит отгул, говоря, что у него внезапно нарисовались дела.
– Что случилось? – говорите вы, чтобы установить мотив.
– Маме надо помочь переставить мебель в квартире, – отвечает сотрудник.
– Это важно, – соглашаетесь вы. – А ты можешь это запланировать на пятницу, а не на среду?
– Знаешь, я на план вышел для максимальной премии, а база сейчас не очень. Не хочу таргет уронить, – нехотя признается подчиненный, открывая истинную причину.
Похвалите его за результат и предложите свою помощь.
– Ты же знаешь, что входить в таргет ровно опасно – вдруг в расчетах ошибся. Давай я посмотрю твои показатели, подсчитаю погрешность, и в среду помогу тебе перекрыть план. А в пятницу поможешь маме.

Так, помогая, ты начнешь общаться с подчиненными более дружелюбно и эффективно. Однако если конфликт уже достиг точки кипения, его следует эскалировать принудительно.

-2

Что такое эскалация конфликта?

Эскалация – это намеренное усиление конфликтной ситуации, в результате чего конфликт не решается а прекращается силой. Для этого нужно обострить противоборство или привлечь сторонних участников. В зависимости от уровня общения вы можете использовать жесткие, мягкие и нейтральные методы эскалации .

Жесткие методы – это угрозы, давление, ультимативные приказы – подойдут только на оборонительном уровне. Это порочная практика, способная испортить вам репутацию, но иногда другого выхода нет.

Мягкие методы – это непрямое воздействие на оппонента, в том числе «грязное», например, лесть и сделки.

Нейтральные методы – методы рациональные. В них нет манипуляций, нет вреда. Вы отстаиваете свою позицию, приводя аргументы, демонстрируя примеры, а в крайнем случае – привлекая к вопросу третью сторону, чтобы быстрее прекратить конфликт.

***

Конфликты – это не всегда плохо. Нервно – это правда. Но в конфликте наружу выходят скрытые проблемы, и вы можете решить их, попутно лучше узнав своих коллег. Только помните, что для решения или выхода из конфронтации нельзя переходить на личности или подключать эмоции.

Читайте также: Управление эмоциями