60-е годы в США можно назвать эрой газотурбинных моторов. Модная тогда тема космоса мало кого могла оставить равнодушным. Справедливости ради стоит сказать пальма первенства в разработке машин с такой силовой установкой принадлежала вовсе не GM и Ford, а самой молодому концерну Chrysler. Работа над такими моторами там началась даже не в 50-х годах прошлого века, а еще в начале 40-х. Однако именно #Ford и подразделение General Motors #Chevrolet решились на создание грузовика с газотурбинным силовым агрегатом.
Про автопоезд Chevrolet Turbo Titan III я довольно подробно расказывал на моем канале Яндекс.Дзен. А вот про тягач Ford тогда даже не упомянул. А тут, появилась новая информация. Оказалось, что Ford Gas Turbine Truck или как его еще называли "Big Red" вполне себе жив и здравствует. Но об этом позднее. А сейчас давайте посмотрим, что же это была за машина?
В 1964 году компания Ford привезла на всемирную выставку в Нью-Йорк, (девизом этого шоу был слоган "Мир через взаимопонимание"), уникальный, даже по сегодняшним временам, экспонат. Который проделав огромный путь, почти через всю страну, занял почетное место на стенде "голубого овала". Газотурбинный экспериментальный #грузовик Ford Gas Turbine Truck мог поразить воображение любого человека. Представьте себе тягач, за которым тянулся хвост из двух прицепов. Длина машины, от носа до хвоста составляла 31 метр. Высота "трака" - 4 метра. А полная масса автопоезда составляла 77 тонн.
Придумал и сделал его автомобильный инженер Рой Ланн. Про него стоит рассказать особо. Он родился в Великобритании в июне 1925 года. Получив степень(защищался Ланн по специальностям машиностроение и авиационная техника) он отслужив два года в Королевских ВВС, решает посвятить себя автомобилестроению. К диплому инженера добавился и диплом дизайнера. Уже через год после окончания Второй мировой войны он поступает на работу в компанию АС Cars. В 1947 переходит на работу в #Aston Martin, где в качестве заместителя генерального конструктора принимает активное участие в разработке модели DB 2.
Казалось бы, отличная ступень в карьере. Ты можешь в последствии стать генеральным конструктором уважаемой марки. Но Ланн решает сделать все по своему. Он принимает приглашение стать частью команды совсем небольшой компании Jowett Cars. Правда в роли главного конструктора фирмы. Там велись работы по созданию автомобилей с пластиковым кузовом. В 53-м он вновь меняет место работы и теперь уже возглавляет исследовательский центр Ford, только что построенный в Бирмингеме.
Там создается самый популярный на острове Ford 105-E Anglia(именно на таком летал маленький волшебник в фильме "Гарри Поттер и тайная комната).
Правда уже через пять лет Ланн перебирается поближе к головному офису компании в США. Куда его пригласили на должность руководителя Ford Advanced Vehicle. И вот именно тут и был создан "Big Red". Однако это не единственный автомобиль разработанный в центре. Помимо футуристического тягача там получил путевку в жизнь Ford 15-M Taunus . В 1962 году Ланн разработал прототип двухместного Ford Mustang I. Причем команда Ланна сделала его всего за 100 дней. Если вы не разбираетесь в автомобильной истории, но смотрели фильм "Ford против Ferrari", то безусловно запомнили и другой суперкар с индексом GT 40.
Этот гоночный автомобиль создавало несколько человек: Рэй Геддес, Дональд Н. Фрей и конечно же Рой Ланн. Позднее, в 1969 году, использовав гоночный опыт Ланн умудрился вставить в совсем небольшой #Mustang семилитровый двигатель Cobra Jet V8 который получил приставку Boss 429 .
Потом он перешел на работу в American Motors, где занимал должность технического директора компании Jeep, а уже через несколько лет Рой Ланн вице-президент по разработке новых моделей. Его даже называют отцом гражданского внедорожника. Ведь среди его работ числится AMC Eagle , Jeep Cherokee XJ. Когда же АМС сменила владельца, им стал французский Renault, он возглавил спортивное отделение компании Renault Jeep Sport. Они построили почти 900 спортпрототипов, приняли участие в гонке Париж-Дакар.
Но даже уйдя на пенсию, он остался востребованным. Когда АМС получила контракт на производство для нужд минобороны многоцелевого Hummer, Ланна вновь позвали на работу.
Но давайте вернемся в 1964 и осмотрим экспериментальный газотурбинный автопоезд гигант Ford Big Red. Что бы тронуть такую махину с места(напомню весил он 77 с лишним тонн) был необходим мощный мотор. Так вот в качестве силовой установки выступал как раз газотурбинный двигатель. Мощность которого была доведена до 600 л.с., Этот табун лошадей позволял разогнать автомонстра до 115 километров в час. Причем в качестве коробки выступала не механика, а пятиступенчатый "автомат".
Аппетит правда у этой махины был нешуточный, 100 литров топлива на сто километров пути. Правда и баки были под стать - 1000 литров. Но и это еще не все. Французы очень любят напоминать о том, что именно на модели Renault Magnum(которая впрочем использовала идеи минских инженеров, поскольку чертежи автопоезда МАЗ-Перестройка были проданы именно им) появилась первая кабина с пневматической подвеской, ровный пол и возможность стоять в кабине в полный рост. Так все не верьте, все это уже было, причем в 1964 году. К примеру водитель в "Big Red" сидел намного выше моторного отсека, словно в аквариуме. Панель приборов и рулевое колесо больше напоминали приборку космического корабля. Двери открывались при помощи пневматики, она же позволяла выложить боковую лестницу, иначе попасть в кабину было невозможно. В салоне был даже туалет, микроволновка, умывальник, телевизор, в общем все, чего нет даже в современных тягачах. Напомню, что это был хоть и прототип, но вполне действующий. Перевозил себя с выставки на выставку он самостоятельно. И даже почти не ломался.
Хотя нет, он сломался всего раз. И видимо именно это его спасло от уничтожения. Водитель, который должен был перегнать это чудовище на очередную выставку, оказался малым исключительно беззаботным и нерадивым. Перед тем как поставить тягач в гараж с него сливали не только топливо, но и масло из мотора. Так вот он просто забыл про это. Лопатки турбины разлетелись, и грузовик сломался. Куда его девать? После успеха своих Ford GT 40 в Ле-Манне, Генри Форд II вкладывал большие средства в автоспорт. В частности в 70-х годах компания владела командой Holman-Moody. После того как грузовик лишился сердца менеджеры попросили оставить его, на время, на территории "конюшни". По каким-то причинам о машине в компании забыли, а внук Генри Форда к автоспорту охладел, и все контракты разорвал. Правда что бы не платить неустойку, он передал в безвозмездное пользование все, что принадлежало автогиганту спортсменам. Типа, пользуйтесь. Нам без надобности. Так Ford Big Red и остался у гонщиков. Которые с большим удовольствием, через десять лет , от него избавились.
Его купил частник, большой фанат этого автомобиля. "Большой красный", хотя борта и кузов кабины были скорее бордовыми, обрел нового хозяина. К чести которого, можно сказать лишь одно, он полностью, представляете полностью, восстановил прототип, причем потратил не только собственные деньги, но и время. Этот некто, человек не раскрывает имени и вообще опасается публичности, не только сохранил все в первозданном виде, он даже турбину нашел на складах Ford и установил ее. Построил гараж и спрятал автомобиль в нем. Именно поэтому машина "жива". И даже ездит. А вот прицепы автопоезда такой судьбой похвастать не могут. Они пропали, скорее всего сданы в металлолом. Вот такая вот история!
Однако были автомобили еще больше. Интересно? Прочитайте, это тут -
А это единственный легковой автомобиль попавший в руки обычного потребителя
А вот тягач от конкурента
А вот интересная история про тепловоз для дорог