Подлинные изделия от Фаберже из коллекций разных музеев, изделия от Фаберже, подлинность которых находится под вопросом, и подделки "под Фаберже" советского периода – все это я увидела в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке "Фаберже – ювелир Императорского двора".
Прежде всего, мне было интересно познакомиться с экспонатами из коллекции Музея Фаберже в Баден-Бадене, в котором я никогда не была и куда вряд ли попаду в ближайшее время.
Первый предмет, привлекший мое внимание в витрине, – ювелирные тиски. Когда-то они стояли в петербургской мастерской Фаберже на Большой Морской улице и использовались главным мастером фирмы Михаилом Перхиным.
В мастерской другого ведущего мастера фирмы Фаберже Юлия Раппопорта была создана спичечница из песчаника и серебра по мотивам произведений Иеронима Босха. Красные глазки забавной птички выполнены из граната. Спичечница принадлежала императрице Александре Федоровне, супруге Николая II.
"О шершавые бока птички зажигали спички", – зарифмовал назначение этого экспоната мой сын. Подобную спичечницу в виде свиньи мы видели в Музее Фаберже в Петербурге.
Еще одна личная вещь Александры Федоровны, созданная мастерами фирмы Фаберже, – роскошная диадема, украшенная бриллиантами и алмазами.
Карл Фаберже владел большой коллекцией нэцкэ. Специалисты считают, что именно эти произведения японского декоративно-прикладного искусства вдохновили его на создание миниатюрных фигурок животных из камня.
Камнерезные изделия от Фаберже должны были соответствовать высоким стандартам качества (впрочем, как и изделия из других материалов). Неудовлетворенный работой поставщиков поделочного камня Карл Фаберже открыл собственные камнерезные мастерские, а мастеров-камнерезов отправлял учиться за границу.
В литературе я часто встречала воспоминания о молоточке, которым мастер беспощадно уничтожал изделия, не отвечавшие его представлениям о совершенстве. Именно поэтому фигурки животных от Фаберже особенные. Согласитесь, эта улитка из агата и гелиотропа выглядит как живая.
Чудесная агатовая мышка – подарок великого князя Михаила Александровича балерине Матильде Кшесинской. На этикетке к экспонату указано, что на лапке камнерезной фигурки имеется посвящение "Моей мышке". Разглядеть его мне не удалось.
На фотографии рядом с мышкой – крошечная фигурка кенгуру из халцедона, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге Александра III.
Она же пользовалась роскошным веером из перьев страуса. Веера из страусиных перьев были очень популярны в XIX веке, что печально отразилось на популяции страусов.
Гарды (крайние пластинки) веера от Фаберже созданы из золота, украшены сапфирами, рубинами и алмазами.
Еще одна личная вещь Марии Федоровны, привезенная на выставку из Баден-Бадена, – сафьяновый портфель для документов (на застежке видна монограмма "М", увенчанная императорской короной).
Высочайшим качеством отличалось все, что производила фирма Фаберже. Неважно, изготавливалось ли изделие на заказ для высокопоставленных особ или предназначалось для массового потребителя. Даже обычные вещи, используемые в быту, были технически совершенны и превращались в произведения искусства.
Портсигары от Фаберже оснащались невидимыми шарнирами, их крышки были идеально подогнаны, а оригинальность дизайна восхищает до сих пор. Как вам этот портсигар, выполненный из золота в технике "самородок"?
Поверхность металла обработана таким образом, что напоминает поверхность самородного золота.
Еще один прекрасный портсигар, привезенный из Баден-Бадена, выполнен в технике гильошированной эмали. Эмальерные работы в целом можно назвать визитной карточкой фирмы Фаберже. Пока конкуренты довольствовались ограниченной палитрой простых в работе эмалей белого, бледно-голубого и розового цвета, Фаберже экспериментировал с эмалями сложных тонов. В результате в ассортименте фирмы было более сотни цветов и оттенков эмали. Больше, чем у кого-либо в мире!
Фаберже соединил старинную технику "гильоше" и покрытие эмалью. Вручную или на специальном гильошировочном станке на поверхность металла наносился узор в виде солнечных лучей, волн или муаровых полос, затем металлическую основу покрывали эмалью, которую часами полировали и шлифовали. В результате и появлялась тончайшая игра оттенков.
В коллекции петербургского Музея Фаберже представлено огромное количество изделий от Фаберже, выполненных в технике "гильоше-эмали". Если вы там еще не были, то от души рекомендую для посещения.
Выставка "Фаберже – ювелир Императорского двора" в Эрмитаже завтра работает последний день. Посетить ее можно по входным билетам в часы работы музея или по отдельному билету (стоимость 300 рублей) утром в 10.00 и вечером в 18.00.
О других экспонатах от Фаберже, представленных на выставке, об изделиях из коллекции Эрмитажа, подлинность которых находится под вопросом, и о "фальшберже" можно прочитать в следующих статьях: