Сегодня, 23 марта, юбилей у одного из самых ярких и шедевральных балетов 20 века «Легенда о любви»: его премьера состоялась ровно 60 лет назад на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра.
Турецко-азербайджанское либретто балета основано на драме Н. Хикмета «Ферхад и Ширин», которая в свою очередь свое очередь уходит корнями в поэму Н. Гянджеви «Хосров и Ширин». Молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов 2 года сочинял музыку, после чего сразу же направился в Ленинград, где его партитуру приняли, и в 1961 году состоялась премьера нового балета.
Композитор, написавший богатую и по-восточному трагичную музыку, многообещающий балетмейстер Юрий Григорович, уже заявивший о себе удачной постановкой «Каменного цветка», гениальный художник-постановщик Симон Вирсаладзе, и дирижёр-постановщик Ниязи создали шедевр, который не только стал уже классикой, но и не теряет актуальности по сей день.
Вот не шла «Легенда» много месяцев на сцене БТ и театралы выли в голос, когда уже поставят. Но увидели афишу на май и успокоились в предвкушении блок «Легенд».
Действительно, этот балет хочется смотреть и пересматривать – он настолько богат, как много в нем хореографических находок, деталей! И это абсолютная хореодрама, где все решается исключительно выразительной хореографией. Отдельная песня – руки. Руки Мехмене и Ширин. У них принципиально разная пластика ладоней и пальцев, без которой этих образов не может быть. Кто-то из балерин рассказывал, что прежде чем дать партию Ширин Григорович велел месяц ходить вот с такими руками, чтоб привыкнуть, вжиться:
И если в том же Спартаке и Золотом веке танцовщикам приходилось «вытягивать» пресноватую хореографию (уже однообразные адажио Фригии и Спартака, Бориса и Риты), то в «Легенде» балетмейстер не допускал ни единого самовольного жеста. Хореография каждого персонажа уникальна, сложна, но вместе с тем, что характерно для всех постановок Григоровича, логична, а потому удобна для исполнения.
Премьеру в Ленинграде танцевали красавица Ольга Моисеева, молодая Ирина Колпакова, Ферхадом был Александр Грибов, а Визирем Анатолий Гридин (я всегда путаю их). В следующих составах были Алла Осипенко и Инна Зубковская; Марина Кондратьева, Елена Евтеева, Юрий Соловьев. Борис Брегвадзе – вся золотая плеяда шестидесятников.
Еще до того как балет оказался в Большом, в 61-63х состоялась премьера на ведущих сценах СССР и не только – в Новосибирске, где партию Ферхада исполнил Никита Долгушин, в Баку (Лейла Векилова в партии Ширин), в Праге, в Словакии.
А в БТ «Легенду» поставили только в 1965, танцевали М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа. Кстати, Незнакомец был Анатолий Романович Симачёв, в будущем соратник Григоровича и знаменитый педагог театра.
Сложно представить сколько всего спектаклей «Легенды о любви» состоялось за 60 лет по всему миру. А сколько было и есть прекрасных исполнителей! Гастроли, постановки в ведущих театрах России и за рубежом. Он снимался и восстанавливался - в Мариинском его после перерыва восстановили в 1993, в БТ в 2002, а потом еще было «капитальное восстановление» в 2014 году.
В 1997 балет поставили у нас в Екатеринбурге (жаль, что сейчас он не идет), в 2000 году в Оперном театре Стамбула, а в 2006 в Краснодаре. Дирижером-постановщиком там, кстати, выступил Александр Лавренюк – советский артист балета, который потом из танцовщиков ушел в дирижеры. В 2007 балет заказал Казахский театр оперы и балета имени Абая, где он успешно идет по сей день.
Радует, что во всех этих постановках сохраняется единая хореография и сценография, созданные гениальным тандемом Григорович -Вирсаладзе. Другой "Легенды" и представить нельзя!
Были, конечно, и постановки других балетмейстеров в разных театрах - в Львове, Веймаре, Дрездене и Гёрлице, Киеве… Но ни одна даже близко не сравнится с оригинальной хореографией Юрия Николаевича.
Одна из первых, ленинградская экранизация 1969 года. В ролях — Никита Долгушин, Инна Зубковская, Марина Кондратьева.
А это я нашла совсем недавно: Габриэла Комлева и Джон Марковский
Вообще полноценных записей "Легенды" в хорошем качестве очень мало. Но вот по этой, 1989го, еще я занималась, изучала, и она одна из самых дорогих мне, ведь Ферхада танцует мой любимый Ирек Мухамедов! Ширин - Алла Михальченко - с ней вообще мало что записано, Мехмене - Мария Былова, а Визирь - Гедиминас Таранда
Как же прекрасен Ирек! Мужественный, могучий, как поводит плечами в первой вариации!
Бессмертнову и Богатырева не буду сюда вставлять, я нашла в ужасном качестве, не хочу портить шедевр. да и вы наверняка их уже видели, слышали историю о том, как шпагат запретили делать Ширин, мол too much. Но для меня "Легенда" не про эр*отику, если в двух словах, как я вижу - это в первую очередь трагедия Мехмене. Сильная, властная, умная, сгорающая от страсти и бессильная в своей беде. Пустоватая смазливая Ширин, Ферхад, который и полюбил бы царицу, но не успел увидеть ее красивой, Визирь, самый достойный, истинно любящий, но ему ничего не светит. И никто из них не виноват, вот такая сложилась безвыходная ситуация.
Одна из самых блистательных Ширин Людмила Семеняка и красавец Александр Богатырев.
И как же без знаменитого адажио Мариса и Майи, показанного на Голубом огоньке)))
Любимый монолог Мехмене - самый сильный, пронзительный, каждое движение - идеально! Посмотрим лучших исполнительниц (видео идут в рандомном порядке, тут сложно выбрать самую любимую).
Виктория Терешкина
А это видео интересно очень крупным планом. Сидя даже в первом ряду такого не разглядишь!
Ульяна Лопаткина
Мария Александрова. Как же она нравится мне в этой роли! В Марии есть все для этой партии - внешность, техника, внутренняя сила, драматический талант.
А вот они с Владом:
И конечно же Мария Аллаш!
К счастью в публичном доступе до сих пор спектакль Мариинского театра, 5 апреля 2018 года в честь 70-летия Реджепмырата Абдыева.
Здесь просто россыпь бриллиантов -
Ширин – Олеся Новикова, Елена Евсеева, Кристина Шапран
Ферхад – Тимур Аскеров и Андрей Ермаков
(!) Мехменэ Бану – Екатерина Кондаурова, Виктория Терёшкина, Анастасия Матвиенко
Визирь – Александр Романчиков
Танец золота – Рената Шакирова
Шикарная запись!!!
Я опять написала так мало, а рассказать хочется так много. Но балет - это не слова, а в случае "Легенды о любви" комментарии излишни, просто смотрите и наслаждайтесь!