Найти в Дзене
Все о грузовиках – Trucksplanet

Найден редчайший автобус ЛАЗ-697М «Турист». Таких остались единицы

В своё время для меня было настоящим открытием, что в России и странах бывшего СНГ есть достаточно много действительно увлеченных людей, понимающих ценность старых автобусов ЛАЗ.

В настоящее время находка ранних ЛАЗов сродни с поиском Грааля. Ну может не так сложно, как найти ту самую чашу, но всё же ранние автобусы, да еще в хорошем состоянии найти практически невозможно.

Поэтому я стараюсь осветить каждый раз, когда где-то подобная модель появляется.

На этот раз новость пришла из Украины, где был обнаружен потрясающий ЛАЗ-697М «Турист».

Впервые ЛАЗ-697 «Турист» появился в производственной линейке завода в 1959 году.

Он был унифицирован с городским автобусом ЛАЗ-695, а если быть точнее, то с вариантом ЛАЗ-695Б, появившимся годом ранее.

Автобус предназначался для междугородных линий небольшой протяжённости, экскурсионных поездок, применения на экспрессных линиях специального назначения.

-2

Конкретно этот экземпляр был обнаружен в Запорожье. Много лет он работал в качестве учебного в автошколе, расположенной в пгт. Акимовка, Запорожской области.

Это и объясняет отличную сохранность конкретно этого экземпляра. Ржавчина на кузове хотя и прослеживается, но она носит поверхностный характер.

А салон вообще настоящий взрыв прошлого, начиная от сидений с интегрированными подголовниками и заканчивая оплеткой на рулевом колесе.

-3

Автобус обнаружил и приобрел для себя известный на Украине коллекционер автобусов ЛАЗ Вадим Навроцкий.

На сегодняшний день известно о существовании лишь нескольких экземпляров на территории Украины, а вот в России ни одного автобуса этой модели, вроде как нет.

Завод перешел на выпуск ЛАЗ-697М «Турист» в 1970 году, т.е. более 50 лет назад.

-4

Он пришел на смену ЛАЗ-697Е «Турист», выпускавшемуся с 1961 по 1969 год.

Автобус с литерой М довольно серьезно отличался от предшественника. В первую очередь изменился кузов.

Конструкторы наконец-то смогли избавиться от массивного воздухозаборника, начинающегося на крыше и спускающегося к моторному отсеку. Выглядел он, конечно, круто, но закрывал большую часть заднего окна.

Теперь же заднее окно сделали большим, во всю ширину машины, а под ним разместили небольшие прорези для воздуха.

-5

Крыша стала менее покатой. Скаты лишились собственных окон, зато это позволило увеличить высоту боковых окон.

Кроме этого была усовершенствована тормозная система автобуса, которая не только получила раздельный привод на передней и задней осях, но и увеличенную площадь тормозных накладок.

Венгерский задний мост RABA 008.001 позволил повысить максимальную скорость автобуса с 75 до 85 км/ч.

А вот двигатель достался от 697Е без изменений. Это бензиновый ЗИЛ-130Я2 V8 рабочим объемом 6,0 л и мощностью 150 л. с.

Всего с 1968 по 1975 гг. было изготовлено 7146 машин. В 1975 году завод начал выпускать вариант 697Н «Турист» с уже привычной прямоугольной передней частью.

-6