Московское метро самый быстрый способ добраться из одного конца города в другой. Особенно, когда наверху пробки. Иногда посматривая в окно, на быстро меняющиеся трубы бетонных стен, я задумываюсь, а может ли обвалиться земля в туннеле. И бывали ли такие случаи?
СМИ много пишут об автокатастрофах и авариях на железной дороге, а что слышно о происшествиях в подземке? Готов поспорить, что вы видели их только в фантастических фильмах.
Но, к сожалению, обрушение метро — это не просто яркая идея сценаристов. Такие случаи в истории действительно были, да еще и в Москве.
ГУЛАГ и оползни
Бывший начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев утверждает, что система метро, проложенная в столице, — одна из наиболее надежных. Тем не менее, неприятные инциденты имели место быть.
Начнем с того, что московский метрополитен строили заключенные ГУЛАГа. Безусловно, официально этого никто не говорил, и среднестатистический советский человек верил, что выходит на станции, построенной великими героями-метростроевцами. Бытовал миф о комсомольцах, добровольно решившихся строить новую транспортную развязку.
Говорят, во время строительства были и оползни, и обвалы. Но число погибших во время возведения подземки скрывается.
Ситуация на Кольцевой
В советские годы между станциями "Парк Культуры" и "Киевская" располагалась фабрика "Красная Роза". Это был знаменитый шелковый комбинат.
А под фабрикой проходили подземные пути. Однако в 1953 году здесь обнаружились карстовые грунты. Это повреждения породы в результате вымывания подземными водами. Возникла нештатная ситуация, которая могла привести к обрушению здания комбината. Устранить проблему удалось благодаря усилиям инженера метростроя Данелии и председателя совета министров Косыгина.
1986
Нет, это не новый роман Оруэлла. В этом году случился обвал породы. Случилось это во время сооружения пересадочного узла. Причина — нарушение проекта.
Поезд пробил стену
А это происшествие случилось в 1996 году. Машинист уснул на линии. Поезд пробил стену депо "Владыкино", головной вагон выехал на улицу.
Теракт 2000 года
Это произошло 8 августа. Двое мужчин кавказской внешности оставили пакет и дипломат возле торгового павильона переходе между "Пушкинской" и "Тверской". Спустя пять минут раздался взрыв. В результате погибли 13 человек, 118 были ранены. Кроме того, разрушились павильоны и конструкции перехода.
Теракт так и остался нераскрытым. По делу проходили несколько подозреваемых, однако в 2006 году дело было остановлено в связи с получением информации о гибели исполнителей теракта.
Это только часть историй, связанных с обрушением метро. Было и обрушение метро в результате несанкционированного забивания свай, и серия громких терактов, совершенных террористами-смертниками. Важно заметить, что большинство обрушений московского метрополитена связано со взрывами и авариями. Процент происшествий, связанных с ошибками проектирования, ничтожно мал.