История искусства небогата на женские имена. Многие столетия создание шедевров считалось прерогативой мужчин, живопись – не исключение. Устраним эту несправедливость и расскажем о шести художницах, каждая из которых повлияла на арт-культуру своего времени.
Герpaда Ландсбергская
В Средние века женщина могла творчески реализовать себя по сути только в монастыре: оформить интерьер или проиллюстрировать рукопись.
Геррада Ландсбергская — эльзасская монахиня, писательница и художница. Она родилась в Ландсберге, в знатном семействе. В раннем возрасте ушла в Гогенбургский монастырь и в итоге стала его настоятельницей. Автопортрет Геррады мы можем увидеть в книге Hortus deliciarum. Это иллюстрированная энциклопедия, универсальный учебник по всем наукам, который Геррада написала специально для преподавания женщинам в монастыре.
Софонисба Ангвиссола
В эпоху Возрождения высшей ценностью стал человек, а художник признан создателем искусства. Появлялись художницы с международной репутацией.
Софонисба Ангвиссола писала портреты и была придворным художником при испанском короле Филиппе ІІ. В 1554 году в Риме Софонисба познакомилась с Микеланджело. При первой встрече тот попросил девушку нарисовать плачущего мальчика. Она сделала рисунок мальчика, укушенного раком, и Микеланджело сразу признал ее талант.
Софонисба прожила 93 года и продолжала работать почти до последних лет жизни. В 1624 году к ней приехал молодой Ван Дейк. Он говорил, что разговор с ней помог ему узнать об «истинных принципах» живописи больше, чем что-либо другое в его жизни.
Артемизия Джентилески
В 17 веке женщины-художницы могли получить образование, только родившись в семье художника. А их картины для успешной продажи подписывались чужими именами.
Караваджистка Артемизия Джентилески защищала женские права. Сама пережив насилие, она выбирала сюжеты, где женщины расправлялись со своими обидчиками или становились объектом сексуального преследования.
Ей покровительствовал Дом Медичи, она дАвторужила с Галилеем, была знакома с Ван Дейком, Риберой и Софонисбой Ангвиссолой. Стала первой женщиной-членом Академии искусства дель Дезиньо во Флоренции.
Ангелика Кауфман
Художницам еще сложно поступить в художественные академии и пробиться на выставки. Но некоторым удавалось построить карьеру.
Ангелика Кауфман в 21 год стала членом Академии Белль Арти в Милане. Картины Кауфман попали в Англию, а вскоре переехала и она сама, быстро став ведущим художником — писала портреты, пейзажи, была декоратором.
Галантные сценки по мотивам античных мифов и библейских историй были очень популярны: миниатюрами с картин Кауфман украшали посуду, шкатулки, мебель, обложки книг. Российский скульптор 18 века Федот Шубин ориентировался на гравюры ее произведений, декорируя Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.
Берта Моризо
Общество еще не готово признать женщин-художниц. Продолжается борьба за их права и за возможность заниматься творчеством.
Берта Моризо увлеклась рисованием, решив с сестрами сделать рисунок отцу на день рождения. Потом занималась с преподавателями, ходила в Лувр копировать картины. По одной из версий, именно в Лувре познакомилась с Эдуардом Мане, Клодом Моне и Камилем Коро. Они научили ее работать на пленэре.
Одновременно писала маслом, акварелью и пастелью. Работала очень быстро, но перед этим делала много эскизов. В 1864 году впервые выставлялась в уважаемом Парижском салоне.
В 1874 году стала участницей выставки «отверженных» в студии фотографа Надара. Всего Берта участвовала в семи выставках импрессионистов из восьми — одну пропустила, потому что ждала рождения дочери.
Больше о живописи на канале:
Мужчина в котелке, яблоко вместо лица: как узнать сюрреализм Рене Магритта
Эту картину Ван Гог написал незадолго до своего самоубийства. Что она скрывает?
Начать разбираться в искусстве и узнать больше о знаменитых художниках можно на лекциях и практикумах Level One.