Найти тему

Инклюзия, эксклюзия, или… ?

Оглавление

Сейчас у всех на слуху такое понятие как «инклюзия». Очень модное слово. Чаще всего оно используется в связке с «образованием». Инклюзивные детские сады, инклюзивные школы. Но про что это? И как это работает? А работает ли вообще? Кому это нужно? И главное – нужно ли?

Я хотела бы поделиться с вами своим взглядом на вопрос инклюзивного образования. Прошу помнить, что я никого ни к чему не призываю и ни в коем случае не осуждаю ничью позицию. Тема инклюзивного образования очень непростая, в ней много нюансов, которые в одной статье не охватить, но все мои рассуждения исходят из заботы о всех детях без исключения.

Проблемы и вопросы

Ещё 20 лет назад никто и не думал, что дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) могут обучаться наравне со всеми в общеобразовательных учреждениях. Сейчас есть законы, которые предоставляют детям с особенностями это право.

На мой взгляд здесь есть два нюанса:

  • Во-первых, дети с ОВЗ все-таки обучаются не на равных. Это происходит в силу объективных обстоятельств.
  • Во-вторых, возникает закономерный вопрос – не происходит ли при таком обучении ущемление прав на образование других детей?

К сожалению, в моем опыте практически нет положительных примеров того, чтобы образовательный процесс в классе, где находится ребёнок с ОВЗ, протекал успешно для всех участников. Чаще всего ко мне обращаются со следующими ситуациями:

  • ребёнка с ОВЗ игнорируют/издеваются/боятся;
  • успеваемость детей начинает снижаться;
  • учителя испытывают повышенный стресс как из-за процесса обучения, так и из-за состояния здоровья детей (всех!!!).

Так зачем все это нужно? Зачем законные представители детей так хотят, чтобы их дети учились в общеобразовательных школах? И оправданы ли опасения и страхи перед инклюзией со стороны школы?

Школа и ребенок с ОВЗ

Давайте начнём изнутри, т.е. со школы. Для детей с особыми образовательными потребностями, по запросу родителей (законных представителей), в любой образовательной организации могут быть созданы специальные условия обучения с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Основанием для создания специальных условий обучения служит заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Родители, получив заключение от ЦПМПК вправе выбирать форму обучения и учебное заведение — коррекционное или общеобразовательное. И школа обязана подобрать специальную индивидуальную программу обучения ребёнку, обеспечить его учебными пособиями, специальными техническими средствами обучения, предоставить тьютора, который будет постоянно находиться рядом на уроках и переменах, помогая ребёнку как в образовательном процессе, так и в бытовых нуждах.

Звучит здорово, но школа может начать сопротивляться. Почему? Проблема в том, что хотя законодательно все шаги прописаны, исполнить их крайне сложно. Тем более, что помогать школе никто не будет, будут только проверять исполнение. Для меня, в первую очередь, возникает вопрос бюрократического характера и только во вторую очередь вопрос про неготовность школы принять особого ребёнка.

Школа так же может быть не рада, потому что практика показывает, что общая успеваемость класса снижается с приходом ребёнка с ОВЗ (само собой, дело не в ребёнке), а это показатель, которым школа тоже отчитывается.

Но что для меня является самым важным со стороны школы – это неготовность учителей. Я не про нравственную неготовность, более чем уверена, что вне работы учителя отлично принимают детей с особыми потребностями, я имею в виду именно профессиональную неготовность. Чтобы обучать детей, нужна специальная подготовка. Чтобы обучать детей с теми или иными особенностями, нужна также специальная подготовка.

Давайте проведём аналогию с моей специальностью. В университете, который я окончила, шесть факультетов психологии. Да, базовые знания у нас одни, без основ никуда, но на старших курсах мы получаем специализацию, а по окончании университета идём и заканчиваем курсы для ещё более узкой специализации, чтобы стать профессионалами и качественно выполнять свою работу. Конечно можно быть специалистом-универсалом. Но объём памяти у всех людей примерно одинаковый, не может один человек запомнить все тонкости. Получается, что специалист-универсал – это там чуть-чуть, здесь немного, а глубины понимания вопроса нет… На мой взгляд, образование детей – это будущее, а значит требует глубокого изучения и постоянного развития.

Окружающая среда и ребенок с ОВЗ

Теперь давайте разберёмся с окружением. Я однозначно считаю, что общество готово к инклюзии. Однако, прошло ещё мало времени, чтобы все это происходило гладко. К сожалению, стереотипы и предубеждения прошлого века до сих пор ещё существуют в головах людей.

Дополнительно накладывается проблема современного темпа жизни, который очень повлиял на развитие эмоционального интеллекта у младшего поколения. Что видят наши дети? Мы постоянно в работе, дома мы в телефоне, фоном телевизор. Это очень страшная тенденция и, я очень надеюсь, что все силы брошенные на такие проекты как «Осознанное родительство» возымеют успех.

Большинство психологов отмечают, что современные дети очень плохо дифференцируют собственные чувства, плохо понимают других, заметно возрос уровень агрессии. Все это идёт из семьи. И это не значит, что семья асоциальная. Это лишь показывает, что в семье мало времени и пространства выделяется качественному совместному досугу, где можно быть самим собой, где можно быть понятым, где можно говорить, где есть место для эмоций. А место, где дети проводят больше всего времени – школа. Где, как не там, «сливать» свои внутренние переживания и проблемы?

Все школьные психологи знают такой термин как буллинг. Групповая травля кого-либо по тому или иному отличительному признаку. Проблема очень распространённая в современном школьном обществе. Как вы думаете, повысит ли вероятность возникновение буллинга приход в класс ребёнка с ОВЗ? Конечно, да. Возникнет ли это обязательно? Конечно, нет. Все зависит от самих детей и атмосферы в школе (включая наличие грамотных специалистов).

Дети с ОВЗ и их родители

Теперь давайте рассмотрим вопрос со стороны детей с особенностями. Мне понятно, почему родители хотят, чтобы их дети учились в школе и почему так важно, чтобы они стали членами общества в полном смысле этого слова. Причин много и все они важные и аргументированные. Как минимум, это важно, потому что когда-то любой ребёнок станет взрослым и рядом с ним не будет родителей, которые сейчас отстаивают его интересы. Именно поэтому им важно уже сейчас ввести ребёнка в общество и научить его жить в нем, и научить других жить с их ребенком. Именно эти мотивы двигают мной, когда речь идёт о наших подопечных детях, оставшихся без попечения родителей (довольно большой процент среди них это дети с ОВЗ).

Что в обучении детей с ОВЗ важно, в первую очередь, для меня? Понимание, какова степень тяжести ограничений возможностей здоровья ребёнка. На мой взгляд, это один из ключевых моментов споров в этом вопросе. Есть дети, особенности здоровья которых не являются большим барьером в том, чтобы посещать общеобразовательную школу, получать образование, заводить друзей. Другая история, если у ребёнка тотальные и множественные нарушения развития. Кто интересуется данной темой, наверное не раз слышал истории, когда ребёнка на инвалидной коляске/с эпилепсией/со спонтанными поведенческими реакциями/со стомами и т.п. приводили в класс, что вызывало различные реакции со стороны других детей и учителей.