Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»

3,7K прочитали

Общее оглавление канала

В сухих книгах «ТЭД» расшифровывают как «тяговый электродвигатель», но эти машины несут в мир столько жизни и пользы, что, ко всему прочему, заслужили ещё одну расшифровку. Немного о том, как и где трудятся электродвигатели, прежде всего на транспорте, и как ими управлять — в этом цикле статей.

Все фотографии в статьях сделаны самим автором в ходе многочисленных походов и командировок, а также на работе. Схемы реальных машин взяты из общего доступа, прежде всего из руководств по эксплуатации.

Дополнено 14.05.2024 — вышла 30-я статья

1. Машинист чуть повернул штурвал... — введение

2. «Вместе мы сила!» — сказали якорю полюса — основы. Коллекторная машина

3. Локомотив плавно и неотвратимо, как атомный ледокол, двинулся вперёд... — противоЭДС, контакторы и контроллеры. Первый метод — реостатный пуск (обновлена)

4. Куда у поезда задняя включается — реверсирование

5. Поезд трогается на сериесном или параллели? — второй метод — выбор соединения двигателей (обновлена)

6. Чем слабее поле — тем шибче поезд мчит! — третий метод — управление возбуждением. Реакция якоря, добавочные полюса

7. Одному параллельно, другому независимо... В чём разница? — другие схемы возбуждения. Жёсткая характеристика. ОП при трогании

8. Чёртова река, подмыла мне дорогу» — досадно выл тепловоз... — электропередача тепловоза. Синхронные машины и выпрямители. О необходимости асинхронных машин и трансформаторов

9. «Дуся» с самого рождения только и делала, что бегала из Киева то в Полтаву... — асинхронный двигатель (АД). Обороты, скольжение

10. Что за зверь тр-р, он же на жаргоне «транс»? — история тягового энергоснабжения. Трансформаторы, подстанции

11. Тяжкое дыхание трансформатора накатывало волнами... — выпрямители подстанций, звезда и треугольник, реактивная мощность

12. Полыхнуло бело-синим — токоприёмник потянул дугу — контактная сеть, тяга переменного тока, станции стыкования

13. Пулемётные очереди вспышек сверкают одна за другой... — автотрансформатор. Регулирование напряжения на электровозах ЧС4, ЧС4Т, ЧС8

  • Старая четвёрка — видео про ЧС4 с ночной съёмкой работающего переключателя ступеней
  • Тихая пенсия тэшек — видео про ЧС4Т со съёмками из Архангельской, Костромской, Воронежской областей

14. Ток плавно растёт, тепловоз спокойно трогается... — работа электропередачи и системы возбуждения на примере тепловоза ТЭМ2

15. Ушли с нуля огромные главные контроллеры... — силовая схема ВЛ60, ВЛ61 и ВЛ80. Краткая история тяги переменного тока в СССР

16. Старый тепловоз не знал, что это его последняя поездка... — магнитный усилитель, индуктивный датчик. Система возбуждения ТЭ10, М62, ТЭП60, наддув 2-тактных дизелей

17. Паровозы спасут нас при войне? — устройство и работа родоначальника локомотивов — паровоза

18. Ток пошёл налево, но пойман с поличным — об УЗО и дифференциальной защите

19. Часть 19 — пища для мозга самолёта — бесщёточные синхронные генераторы, регулирование и защита

20. Зловещий тихий шелест — это заявили о себе тиристоры... — тиристоры, фазовое регулирование

21. Вожатая рванула электрический тормоз... — электрическое торможение — рекуперативное и реостатное

22. Как электровоз играет электронную музыку — зонно-фазовое регулирование и тиристорные преобразователи постоянного тока

23. Идеальную машину чехи сделали... — подвеска тяговых двигателей. Опорно-осевой привод, опорно-рамный системы Шкода и привод трамваев

24. Мостовой переход без реки, без оврага — о разных схемах переключения соединений тяговых двигателей

25. Главные защитники команды «Локомотив» — вводные аппараты защиты: главный выключатель, быстродействующий выключатель, разрядник, разъединитель и заземлитель

26. Маленькие защитники команды «Локомотив» — реле перегрузки, реле боксования

27. «Землемеры» и «теплушки» — реле защиты, часть 1 — реле заземления без питания, реле контроля земли

  • Часть 2 — реле заземления с питанием, тепловые реле

28. Источники питания цепей управления. Часть 1

29. Источники питания цепей управления. Часть 2

30. Этого электровоз уже не выдержал... – тяговые приводы II и III классов на примере электровоза ЭП1, электропоездов ЭР2 и Еж, тепловоза ТЭП70

Ссылки на статьи публикуются в ВК-группе «Профессия Машинист»:

Проба пера — «Бег на месте соляросжигающий»

Часть 1 — "Внезапно зелёный полумрак порозовел..."

Часть 2 — "На восьмом цилиндре дым почти утих..."

Часть 3 — Откуда придёт сигнал на лампу «Давление в картере»?

ПОСТЫ

Кабина ВЛ60

Пост 1 — приборы

Пост 2 — верхний ряд кнопок

Пост 3 — кнопки вспомогательных машин

ДРУГИЕ ЦИКЛЫ КАНАЛА

Тушкины потроха — подробная техническая экскурсия по Ту-154

Общее оглавление канала В сухих книгах «ТЭД» расшифровывают как «тяговый электродвигатель», но эти машины несут в мир столько жизни и пользы, что, ко всему прочему, заслужили ещё одну расшифровку.