Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

ТЭД. Машинист чуть повернул штурвал...

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»

Другой цикл канала — «Тушкины потроха»

Скатившись в долину Саксагани, #машинист чуть повернул штурвал.
— Пых-пых! — ответило на команду «малый вперёд» машинное отделение.
— У-у-у-у! — подхватили песню исполинские тяговые двигатели. Как только помещаются в маленькой пучеглазой «двойке»...
Вокруг дремали домики тружеников-шахтёров, лишь #электровоз выжигал тьму золотым треугольником света да отбивал привычную за полвека жизни чечётку — «цок-цок-цок, цок-цок-цок». За ним полутысячетонная гусеница вагонов сверкала мягким дежурным светом, и снова смыкалась глубокая синева.

Двойка и тэшка — два вида электротяги, =3 кВ и ~25 кВ
Двойка и тэшка — два вида электротяги, =3 кВ и ~25 кВ

— Запустить ВСУ.
Бортинженер щёлкнул педалью и дал команду:
— Запуск ВСУ...
— Есть запуск ВСУ, зона запуска свободна... — прохрипел через переговорное стоящий у хвоста самолёта техник.
Вольтметр, проявив секундную реакцию, отозвался на нажатие кнопки «Запуск» — сбросил в показаниях пару вольт. Через две секунды потянулся дальше, убавились ещё несколько вольт, аж глубоко потускнели лампочки, в хвосте зарычало, потом загудело, зазвенело... Заработал угольный регулятор возбуждения — амперметры перестали плавать, лишь истово ползли стрелки температуры газов и оборотов.

Рука в карикатурных чёрных часах толкнула дородную пластмассовую рукоятку, та легла вперёд и чуть отпрянула, сочно щёлкнув, словно затвор хорошо обстрелянного и любовно смазанного автомата. Хлопнули поездные, в якоря ТЭДов ударило поле возбуждения, #тепловоз громыхнул тележками, рывком встав на пуанты, #дизель, нагрузившись, завыл на полно́ты ниже, но через мгновенья выровнял обороты до положенных 350.

Ночь на тепловозе 3ТЭ10МК
Ночь на тепловозе 3ТЭ10МК

Держащаяся за жёрдочку пульта маленькая голубоглазая мордовка утопила пусковую педаль, под полом скромным «тук-тук-тук-тук» отозвалась первая рама и звонко заурчали четыре двигателя. Одна из колпа́р* оскользнулась на опавших листьях и выпала из квартета — «уа-а-а!», но изящная спортивная нога водителя уже сбросила педаль, и боксующей оси ничего не оставалось кроме как успокоиться. А глубоко под колёсами, в тоннеле, гудели целых шестнадцать двигателей — тёмно-синий метропоезд со зверским аппетитом пережёвывал свои 750 вольт.

Чем едины электровоз, #самолёт , тепловоз и трамвай и #поезд #метро? Всё это транспортные машины, но главное — в каждой зарисовке сразу видно работу мощного электродвигателя, и двигатели эти — постоянного тока, коллекторные. Аппетит некоторых двигателей таков, что соперничает с потреблением высотного жилого дома, и мало поставить эти адские агрегаты на тележку — надо ещё их обуздать, чтобы они не разорвали локомотив на куски. Над регулированием, как и над самими двигателями, конструкторы думают уже второй век.

Это якорь маленького, но мощного авиационного стартёра, запросто развивает 20 киловатт
Это якорь маленького, но мощного авиационного стартёра, запросто развивает 20 киловатт

Вспомните «Цусиму» Алексея Силыча Н.-П.:

Командир знал со слов артиллеристов, что есть такой страшный зверь — «реостат», который обладает свойством гореть в самую нужную минуту, когда от башни требуется ответственная работа — боковой поворот с борта на борт.

И это 1905 год, паровой броненосец, ведомый офицером ещё парусной закалки, но у этого корабля уже есть реостаты, подобные тем, что в 2021 году ставятся Новочеркасским заводом на пассажирские электровозы ЭП20 и Уральским заводом ставятся на грузовые 2ЭС6. Правда, на «двадцатке» их роль поскромнее, а вот на «Синаре» без них не тронешься, да и «горение» очень редко, но случается.

РЕОСТАТ в теоретической электротехнике — сопротивление, включенное в цепь последовательно, для регулирования тока, в отличие от делителя включенного иначе и призванного регулировать напряжение. Как видите, для понимания процессов желательно знать, что такое напряжение (то же самое, что в гидравлике давление) и ток (тот же расход, только не литров в секунду, а кулонов)...

Те самые реостаты
Те самые реостаты

А «Ермак» 2ЭС5К, принимающий эстафету у «Синары» где-нибудь в Балезине́ или Мариинске, без реостатов тронуться может — и трогается. Как так? И зачем вообще менять электровоз, почему у одних на заводской табличке выбиты 3 000 вольт, а у других целых 25 000, а #троллейбус довольствуется шестьюстами? Но обо всём по порядку. Что такое электродвигатель вообще, как он себя ведёт и как им управлять?

Об этом будет цикл статей. Они будут не только по двигателям, но и по другим агрегатам — ведь машину надо не только разогнать, но и остановить, а с некоторыми системами взаимосвязи ещё хитрей. Пропускать некоторые статьи, если неинтересен какой-то вид транспорта или какая-то тема, конечно, можно, но это недаром цикл — последующие статьи строятся на предыдущих. На данный момент — последний день лета 2021-го — пишется статья 14.

Одна из иллюстраций 10-й статьи — электровозы разных родов тока на станции стыкования
Одна из иллюстраций 10-й статьи — электровозы разных родов тока на станции стыкования

Да и узко знать только что-то одно — это, если отбросить этику, уровень учёной обезьяны, недаром дореволюционные #инженеры и врачи знали пару иностранных языков и имели представление о многом другом, и в наши дни социология, история и культура речи не пропали из программы ВТУЗов. Даже машинистом-инструктором (по сути — командиром роты) сейчас ставят лишь лиц с высшим образованием, то есть более глубоко разобравшихся в профильных науках и изучивших, казалось бы, далёкие от ЖД области. Или считается, что изучивших, но это уже вопрос качества преподавания...

Итак, что такое электродвигатель? Это #машина для совершения механической работы с помощью магнитных сил. Что нужно сделать, чтобы намотать канат на барабан и поднять груз? Взять два магнита, закрепить первый неподвижно — это будет статор, закрепить второй на барабане — барабан возьмёт фамилию «ротор».

-7

Магниты на радостях потянутся друг к другу, барабан повернётся, чтобы они сблизились, и... Встанет. Система пришла в равновесие. Чтобы ротор завращался, нужно...

Продолжение

  • колпа́ра — колёсная пара

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»

Другой цикл канала — «Тушкины потроха»