Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»
Другой цикл канала — «Тушкины потроха»
Скатившись в долину Саксагани, #машинист чуть повернул штурвал.
— Пых-пых! — ответило на команду «малый вперёд» машинное отделение.
— У-у-у-у! — подхватили песню исполинские тяговые двигатели. Как только помещаются в маленькой пучеглазой «двойке»...
Вокруг дремали домики тружеников-шахтёров, лишь #электровоз выжигал тьму золотым треугольником света да отбивал привычную за полвека жизни чечётку — «цок-цок-цок, цок-цок-цок». За ним полутысячетонная гусеница вагонов сверкала мягким дежурным светом, и снова смыкалась глубокая синева.
— Запустить ВСУ.
Бортинженер щёлкнул педалью и дал команду:
— Запуск ВСУ...
— Есть запуск ВСУ, зона запуска свободна... — прохрипел через переговорное стоящий у хвоста самолёта техник.
Вольтметр, проявив секундную реакцию, отозвался на нажатие кнопки «Запуск» — сбросил в показаниях пару вольт. Через две секунды потянулся дальше, убавились ещё несколько вольт, аж глубоко потускнели лампочки, в хвосте зарычало, потом загудело, зазвенело... Заработал угольный регулятор возбуждения — амперметры перестали плавать, лишь истово ползли стрелки температуры газов и оборотов.
Рука в карикатурных чёрных часах толкнула дородную пластмассовую рукоятку, та легла вперёд и чуть отпрянула, сочно щёлкнув, словно затвор хорошо обстрелянного и любовно смазанного автомата. Хлопнули поездные, в якоря ТЭДов ударило поле возбуждения, #тепловоз громыхнул тележками, рывком встав на пуанты, #дизель, нагрузившись, завыл на полно́ты ниже, но через мгновенья выровнял обороты до положенных 350.
Держащаяся за жёрдочку пульта маленькая голубоглазая мордовка утопила пусковую педаль, под полом скромным «тук-тук-тук-тук» отозвалась первая рама и звонко заурчали четыре двигателя. Одна из колпа́р* оскользнулась на опавших листьях и выпала из квартета — «уа-а-а!», но изящная спортивная нога водителя уже сбросила педаль, и боксующей оси ничего не оставалось кроме как успокоиться. А глубоко под колёсами, в тоннеле, гудели целых шестнадцать двигателей — тёмно-синий метропоезд со зверским аппетитом пережёвывал свои 750 вольт.
Чем едины электровоз, #самолёт , тепловоз и трамвай и #поезд #метро? Всё это транспортные машины, но главное — в каждой зарисовке сразу видно работу мощного электродвигателя, и двигатели эти — постоянного тока, коллекторные. Аппетит некоторых двигателей таков, что соперничает с потреблением высотного жилого дома, и мало поставить эти адские агрегаты на тележку — надо ещё их обуздать, чтобы они не разорвали локомотив на куски. Над регулированием, как и над самими двигателями, конструкторы думают уже второй век.
Вспомните «Цусиму» Алексея Силыча Н.-П.:
Командир знал со слов артиллеристов, что есть такой страшный зверь — «реостат», который обладает свойством гореть в самую нужную минуту, когда от башни требуется ответственная работа — боковой поворот с борта на борт.
И это 1905 год, паровой броненосец, ведомый офицером ещё парусной закалки, но у этого корабля уже есть реостаты, подобные тем, что в 2021 году ставятся Новочеркасским заводом на пассажирские электровозы ЭП20 и Уральским заводом ставятся на грузовые 2ЭС6. Правда, на «двадцатке» их роль поскромнее, а вот на «Синаре» без них не тронешься, да и «горение» очень редко, но случается.
РЕОСТАТ в теоретической электротехнике — сопротивление, включенное в цепь последовательно, для регулирования тока, в отличие от делителя включенного иначе и призванного регулировать напряжение. Как видите, для понимания процессов желательно знать, что такое напряжение (то же самое, что в гидравлике давление) и ток (тот же расход, только не литров в секунду, а кулонов)...
А «Ермак» 2ЭС5К, принимающий эстафету у «Синары» где-нибудь в Балезине́ или Мариинске, без реостатов тронуться может — и трогается. Как так? И зачем вообще менять электровоз, почему у одних на заводской табличке выбиты 3 000 вольт, а у других целых 25 000, а #троллейбус довольствуется шестьюстами? Но обо всём по порядку. Что такое электродвигатель вообще, как он себя ведёт и как им управлять?
Об этом будет цикл статей. Они будут не только по двигателям, но и по другим агрегатам — ведь машину надо не только разогнать, но и остановить, а с некоторыми системами взаимосвязи ещё хитрей. Пропускать некоторые статьи, если неинтересен какой-то вид транспорта или какая-то тема, конечно, можно, но это недаром цикл — последующие статьи строятся на предыдущих. На данный момент — последний день лета 2021-го — пишется статья 14.
Да и узко знать только что-то одно — это, если отбросить этику, уровень учёной обезьяны, недаром дореволюционные #инженеры и врачи знали пару иностранных языков и имели представление о многом другом, и в наши дни социология, история и культура речи не пропали из программы ВТУЗов. Даже машинистом-инструктором (по сути — командиром роты) сейчас ставят лишь лиц с высшим образованием, то есть более глубоко разобравшихся в профильных науках и изучивших, казалось бы, далёкие от ЖД области. Или считается, что изучивших, но это уже вопрос качества преподавания...
Итак, что такое электродвигатель? Это #машина для совершения механической работы с помощью магнитных сил. Что нужно сделать, чтобы намотать канат на барабан и поднять груз? Взять два магнита, закрепить первый неподвижно — это будет статор, закрепить второй на барабане — барабан возьмёт фамилию «ротор».
Магниты на радостях потянутся друг к другу, барабан повернётся, чтобы они сблизились, и... Встанет. Система пришла в равновесие. Чтобы ротор завращался, нужно...
- колпа́ра — колёсная пара
Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»
Другой цикл канала — «Тушкины потроха»