Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Бег на месте соляросжигающий. Часть 1/3

...Почти четыре тысячи тонн свежего бензина, совсем недавно лежавшего чёрной нефтью глубоко в татарской земле, двигались на подъём. Двигались не сами – поезд возглавляла громадина 3ТЭ10У, ещё при Союзе вышедшая из ворот Луганского завода, эдакий трёхголовый Змей Горыныч – три тепловоза, сцепленные воедино при рождении. Его дизели, американцы Фернбенкс-Морзе по батьке, а по-нашему 10Д100М, били в небо шестью тугими струями чёрного дыма, крутя генераторы, наполняющие электродвигатели тепловоза током. Меж дизелей, из секции в секцию, сновал с осмотром помощник, в кабине, поглядывая с фонариком на приборы в левом углу пульта, хмурился машинист – слабовата секция, на 13-й 1200 киловатт… Как-то ещё остальные везут?.. Ленар придёт – доложит.

Внезапно зеленоватый полумрак порозовел, тепловоз немного клюнул носом и плавно, почти незаметно, пошёл медленнее. Машинист взглянул вправо вверх – на панели светосигнализации погас добрый зелёный глаз «Работа дизеля 2» и заалели страшные «Давление в картере» и «Сброс нагрузки секции 2». Прорыв газов в картер дизеля! Прогар поршня! На двух оставшихся слабоватых дизелях Тойму, конец затяжного подъёма, можно и не взять. Два щелчка штурвала, 15-я позиция, амперметр с вольтметром нехотя поплыли вправо, опытный мозг Марата быстро перемножил цифры – 1600 киловатт. Если задняя везёт так же… Три с небольшим мегаватта против пяти с небольшим тысяч тонн бензина и стали.

Проход вдоль дизеля 10Д100
Проход вдоль дизеля 10Д100

Кэп нажал кнопку «ДНЦ» на пульте радиостанции:

– Поездной, ответьте машинисту два два шестьдесят четвёртого.

– ДНЦ Кемпирова, слушаю!

– Неисправность секции, прошу Алнаши ходом, 2264, машинист Ясакин.

– Понятно, неисправность секции, Тихоново, Тойма вам ходом, Алнаши пока входной, выходной закрыты, ДНЦ Кемпирова.

Правая сторона кабины
Правая сторона кабины

– На хрена мне Тойма, яма по Алнашам… – сказал Марат, уже положив трубку на пульт. 120-километровый участок Набережные Челны – Агрыз похож на гигантскую букву М с пиками в Тойме и Мукшуре, а граница Горьковской и Куйбышевской дорог, Алнаши, как назло лежит в яме. Грузовые поезда порой там стоят часами – борьба дорог за сдачу поездов идёт круглые сутки.

Мощность 1,5 МВт
Мощность 1,5 МВт

В углу кабины часовой бомбой тикал скоростемер, подёргивая стрелкой. Вот уже 15 километров в час, 12… Чёрт его разберёт, сколько на самом деле, у этого древнего механизма системы Гаузгельтера погрешность 5… Тепловоз подрагивает – колёса то и дело слегка срываются в боксование, подрагивает и нога машиниста, подсыпая педалью песок. В кабину влетел взъерошенный помощник:

– Средняя встала!

– Знаю, открой индикаторные, на первой и третьей в Д3 воткни ключи, на второй выкрути фишки дифа и регулятора, тряпку под крышку горловины, попробуем нагрузиться на ходу. Кинешь дозвон.

Нагнетатель, воздухоохладители (интеркулеры) и главный генератор
Нагнетатель, воздухоохладители (интеркулеры) и главный генератор

Ленар молча ушёл, Марат достал телефон и стал ждать, не забывая аккуратными толчками педали песочить. Пока от него ничего не зависит – электропривод поезда с бортовой дизель-электростанцией под названием 3ТЭ10У неисправен, однако пока работоспособен, что будет дальше – зависит и от помощника, и от удачи. Многократно воскрешённые на луганском производстве кости старичка ТЭ3, получая по мере доработок то новые буквы, то новые цифры, по сути встречали в работе уже седьмое десятилетие, обогнав на конвейере и сильно задержавшийся из-за них аккуратный 2ТЭ116, и сверхмощный 2ТЭ136, и не вовремя, под закат СССР появившийся 2ТЭ121... Американский двухтактник, скопированный в Союзе, и вовсе гремел по миру больше ста лет, не переставая радовать отказами.

Впереди показался зелёный входной станции Тихоново, следом и вся станция. Она, как и большинство, стоит на ровном месте – скорость немного выросла. Машинист уже подал сигнал, приближаясь к хвосту оставшегося на станции встречного, и тут засветил экраном телефон – «Входящий вызов Габидуллин Ленар». Марат на несколько секунд надавил кнопку «Пуск дизеля 2» возле давно выключенного тумблера «Топливный насос 2».

Через минуту Вайбер выдал сообщение – «Краны чисто», видимо, прогорел нижний поршень, раз через верхний масло не пошло ни в какой в цилиндр. «Закрывай» – написал машинист в ответ и, дождавшись через пару минут доклада «Есть», скомандовал: «Запуск»…

Подталкивание реек на запуске
Подталкивание реек на запуске

Продолжение — https://zen.yandex.ru/media/vivan755/beg-na-meste-soliarosjigaiuscii-chast-23-601071e3a3e47e7ee8b084f7

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»