9 подписчиков

Специальные раскраски автомобилей в НАСКАР

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в одном сезоне давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами. У топ-команд НАСКАР, как правило, несколько крупных спонсоров, которые делят между собой гонки сезона. Соответственно, в зависимости от спонсора выбирается и ливрея автомобиля, которая будет использоваться на конкретном этапе. Раскраска автомобиля НАСКАР также может отличаться от обычной (регулярной) раскраски с тем же спонсором в связи с определенным событием, на которое команда хочет обратить внимание, изменив ливрею машины. Собственно под специальными раскрасками автомобилей в НАСКАР понимаются  ливреи машин, которые используются только в одной или нескольких гонках сезона. Иными словами использование специальных раскрасок всегда ограничено. Некоторые из таких раскрасок становятся очень популярными у болельщиков и приобретают культовый статус.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.

Отсчет истории таких раскрасок начинается с этапа Дайтона 500 1991 года. Пять гонщиков, претендующих на участие в этой гонке, не смогли найти себе спонсоров. В связи с этим в рамках специальной акции табачной компании R.J.Reynolds Tobacco Company, являвшейся в то время титульным спонсором топ-серии НАСКАР, автомобили этих гонщиков были раскрашены в цвета, соответствующие видам вооруженных сил США. Акция проводилась в целях поддержки американских военнослужащих, участвующих в операции "Буря в пустыне" в Ираке. Все пять гонщиков попали на старт гонки (если бы кто-то из них не смог бы этого сделать, Reynolds в соответствии с взятыми на себя обязательствами должна была бы найти ему замену, чтобы в гонке были представлены все виды вооруженных сил США, участвующие в операции). Алан Кулвики стал лучшим из военной пятерки, финишировав на восьмой позиции.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-2

В 2004 году на треке в Дайтоне снова собрали вместе автомобили НАСКАР, ассоциирующиеся с родами войск. Однако в этот раз в 500-мильной гонке участвовало только три гонщика (Джо Немечек № 01 Army, Грег Биффл № 16 National Guard и Рикки Радд № 21 Air Force). Остальные - гонщики НАСКАР серии Busch (сейчас Xfinity).

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-3

В последней гонке Гарри Гента в Кубке НАСКАР на треке в Атланте сезона 1994 года ливрея его автомобиля с номером 33 и спонсором Skoal Bandit напоминала раскраску машины Гента в 1981 году, в котором он впервые стал выступать за рулем автомобиля с этим номером и спонсором.

Атланта 1994 год.
Атланта 1994 год.
Дарлингтон 1981 год. Гарри Гент финишировал в секунде позади Даррелла Уолтрипа.
Дарлингтон 1981 год. Гарри Гент финишировал в секунде позади Даррелла Уолтрипа.

Стартом начала использования командами НАСКАР специальных раскрасок автомобилей на регулярной основе считается 1995 год. Во внезачетной гонке Всех звезд того года Шевроле номер 3 Дейла Эрнхардта был полностью покрашен в серебряный цвет в честь 25-летия сотрудничества R.J.Reynolds Tobacco Company и НАСКАР.

Табачная компания стала титульным спонсором топ-серии Национальной ассоциации автогонок сток-каров в 1971 году, после чего название серии сменилось с Grand National Series на Winston Cup. Раскраска автомобиля Эрнхардта получила название "Быстрое серебро" (Quick Silver). Информацию о новой раскраске держали в секрете (причем во избежание утечки информации, о новом цвете Шевроле номер 3 не знали даже члены команды Эрнхардта), а когда новую машину перед гонкой представили публике, многие не могли поверить своим глазам.

"Быстрое серебро" в музее Ричарда Чилдресса.
"Быстрое серебро" в музее Ричарда Чилдресса.

Со времени появления в НАСКАР крупных спонсоров команды, как правило, использовали автомобиль с одной и той же раскраской в течение всех гонок сезона. Неизменный вид автомобиля был частью рекламной стратегии спонсоров, которые хотели создать у зрителей устойчивую ассоциацию "гонщик-автомобиль-спонсор". Cервис по ремонту автомобилей Goodwrench (подразделение General Motors) стал основным спонсором команды Эрнхардта в 1988 году и с тех пор его автомобиль был покрашен только в черный цвет. Вот почему серебряный Goodwrench Шевроле Эрнхардта стал на тот момент настоящей сенсацией. Кроме того, это событие здорово подхлестнуло продажи на рынке масштабных моделей автомобилей НАСКАР.

С тех пор использование специальных раскрасок автомобилей в гонке Всех звезд стало своего рода традицией. Во всех последующих из этих гонок, в которых Эрнхардт принимал участие, раскраска его автомобиля значительно отличалась от стандартной черной ливреи Шевроле номер 3. К примеру, в гонке 1999 года автомобиль Эрнхардта был в желто-синей раскраске Wrangler Jeans.

Wrangler Jeans Шевроле Дейла Эрнхардта 1999 года в Зале славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.
Wrangler Jeans Шевроле Дейла Эрнхардта 1999 года в Зале славы НАСКАР в Шарлотт, штат Северная Каролина.

Торговая марка Wrangler Jeans несколько лет была основным спонсором Эрнхардта в 1980-х годах, до того как ей на смену пришел Goodwrench.

Дейл Эрнхардт на треке в Ричмонде в 1987 году.
Дейл Эрнхардт на треке в Ричмонде в 1987 году.

Другие команды также использовали специальные раскраски. В конце 1990-х годов это явление стало настолько популярным у болельщиков и распространенным в НАСКАР, что многие гонщики  хотя бы в одной гонке сезона были за рулем автомобиля, раскраска которого отличалась от стандартной. Это могло быть связано как с определенным событием, так и с особенным спонсором для конкретной гонки.

Так, реклама в НАСКАР оказалась хорошим способом привлечь внимание к новому кинофильму и увеличить его кассовые сборы. Поэтому в НАСКАР появилась целая серия раскрасок на тему кино. Одной из самых известных из них является ливрея Шевроле номер 24 Джеффа Гордона в гонке Всех звезд 1997 года с рекламой фильма Парк Юрского периода 2: Затерянный мир. Машина получила прозвище T-Rex. Гордон выиграл гонку в доминирующем стиле, причем T-Rex оказался настолько быстрым, что официальные лица НАСКАР запретили команде Гордона использовать эту машину в последующих гонках.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-9

В том же 1997 году выступавший за свою собственную команду Даррелл Уолтрип в честь 25-летия своего участия в гонках НАСКАР использовал серию специальных раскрасок автомобиля, призванных напомнить историю его гоночной карьеры.

Parts America Шевроле № 17 Даррелла Уолтрипа на треке в Талладеге в 1997 году.
Parts America Шевроле № 17 Даррелла Уолтрипа на треке в Талладеге в 1997 году.
Gatorade Шевроле № 88 Даррелла Уолтрипа во время первой гонки Кубка НАСКАР в Дарлингтоне 1979 года, которую Уолтрип выиграл. Сезон того года он закончил вторым, уступив Ричарду Петти в итоговом зачете чемпионата всего лишь 11 очков.
Gatorade Шевроле № 88 Даррелла Уолтрипа во время первой гонки Кубка НАСКАР в Дарлингтоне 1979 года, которую Уолтрип выиграл. Сезон того года он закончил вторым, уступив Ричарду Петти в итоговом зачете чемпионата всего лишь 11 очков.

В 600-мильной гонке НАСКАР в Шарлотт 1997 года и на втором этапе сезона того года на суперспидвее в Талладеге Форд номер 28 Эрни Ирвайна был в ретро-раскраске, посвященной памяти Дейви Аллисона и 10-летию начала сотрудничества команды Роберта Ятса со спонсором Texaco Havoline. В 1987 году Дейви Аллисон провел в этой команде свой первый сезон в Кубке НАСКАР, став по его итогам новичком года. В том же году на треке в Талладеге Аллисон одержал свою первую победу. Ирвайн сумел хорошо напомнить об этом многочисленным болельщикам Аллисона в Талладеге, выиграв поул.

На фотографии рядом с автомобилем Эрни Ирвайна стоит отец Дейви Аллисона легендарный Бобби Аллисон.
На фотографии рядом с автомобилем Эрни Ирвайна стоит отец Дейви Аллисона легендарный Бобби Аллисон.
Texaco Havoline Форд № 28 Дейви Аллисона 1987 года в Международном зале славы автоспорта в Талладеге. Ливрея машины получила название "Бэтлстар" (Battlestar).
Texaco Havoline Форд № 28 Дейви Аллисона 1987 года в Международном зале славы автоспорта в Талладеге. Ливрея машины получила название "Бэтлстар" (Battlestar).

"Бэтлстар" вновь появилась на суперспидвее в Талладеге в 2003 году. В ретро-раскраске был спонсируемый Texaco Havoline Додж номер 42 гонщика Джейми Макмюррея из команды Чипа Ганасси. В этот раз "Бэтлстар" стала напоминанием о прошедших десяти лет со дня гибели Дейви Аллисона в аварии при посадке вертолета в инфилде трека в Талладеге в 1993 году.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-14

Специальные раскраски автомобилей НАСКАР в одной гонке могли носить массовый характер. В первой гонке Кубка НАСКАР после террористических актов 11 сентября 2001 года на этапе в Довере раскраска автомобилей многих участников содержала элементы, призванные укрепить патриотические чувства. Однако команда Нельсона Бауэрса, за которую выступал Кен Шредер за рулем номер 36 Понтиак, пошла еще дальше и вообще отказалась от рекламы спонсоров на автомобиле, целиком раскрасив его в цвета американского флага.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-15

В 2001 и 2002 годах на осенних этапах Кубка НАСКАР в Ричмонде в рамках акции Warner Bros. Looney Tunes на автомобилях ряда гонщиков были изображены известные герои американских мультфильмов. Раскраска каждого из автомобилей с персонажами Looney Tunes имела уникальный дизайн, призванный отразить характерные черты мультфильмов и их героев.

Поул к гонке в Ричмонде 2001 года выиграл Джефф Гордон за рулем Шевроле номер 24 с кроликом Багзом Банни.
Поул к гонке в Ричмонде 2001 года выиграл Джефф Гордон за рулем Шевроле номер 24 с кроликом Багзом Банни.

Кевин Харвик, ливрея Шевроле номер 29 которого представляла серию мультфильмов про тасманского дьявола, был близок к тому, чтобы выиграть гонку в Ричмонде 2001 года, но в итоге финишировал вторым.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-17

После контактной борьбы с Харвиком гонку выиграл Рикки Радд за рулем Texaco Havoline Форд номер 28. В 2002 году на этапе Кубка НАСКАР в Чикаго автомобиль Радда, наряду с машинами других шести гонщиков, стал частью празднования 25-летия Маппет-шоу и имел специальную раскраску с изображением одного из персонажей этого шоу.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-18

Многие команды стали использовать специальные раскраски машин в некоторых ночных гонках, а также применять так называемые обратные схемы раскраски. В последнем случае сочетание основных цветов раскраски в ливрее автомобиля с тем же спонсором было совершенно противоположным по отношению к регулярной раскраске машины.

Обычная (регулярная) раскраска автомобиля Тони Стюарта в сезоне Кубка НАСКАР 2004 года.
Обычная (регулярная) раскраска автомобиля Тони Стюарта в сезоне Кубка НАСКАР 2004 года.
Реверсивная схема раскраска автомобиля Стюарта. Использовалась на первом этапе сезона 2004 года в Ричмонде.
Реверсивная схема раскраска автомобиля Стюарта. Использовалась на первом этапе сезона 2004 года в Ричмонде.

В 2001 году Дейл Эрнхардт-младший одержал одну из самых известных своих побед, выиграв июльскую гонку Кубка НАСКАР на треке Дайтоне за рулем автомобиля со специальной раскраской в честь ежегодного матча Всех звезд Главной лиги бейсбола. Спонсор Джуниора торговая марка пива Budweiser обладала статусом официального пива как НАСКАР, так и Главной бейсбольной лиги. Победа Джуниора в Дайтоне стала его первой в 2001 году и первой после гибели его отца в 500-мильной гонке на этом в начале сезона того года. В 2001 году Шевроле номер 8 Джуниора имел бейсбольную раскраску не только в Pepsi 400 в Дайтоне, но и в гонке Всех звезд на треке в Шарлотт в мае (эта гонка также была ночной). В ней Эрнхардт-младший финишировал седьмым.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-21

В рамках рекламной акции Budweiser автомобиль Эрнхардта-младшего в гонке Дайтоне 500 2004 года был в специальной красно-белой ливрее с надписью на капоте "Дата рождения 15 февраля" (дата гонки, которая указывалась на упаковках пива Budweiser). После победы Джуниора в гонке эта гоночная ливрея стала одной из самых известных раскрасок автомобилей в НАСКАР.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-22

Джимми Джонсон выиграл осеннюю гонку сезона Кубка НАСКАР 2004 года на треке в Атланте на автомобиле со специальной раскраской. В этой гонке Шевроле номер 48 Джонсона (для которого эта победа стала третьей подряд), как и автомобили трех других гонщиков команды Рика Хендрика, был в специальной ливрее "Всегда в наших сердцах", в связи с произошедшей за неделю до гонки аварией самолета, в которой погибли 10 человек, включая восемь членов гоночной организации Хендрика. В числе погибших был сын владельца Hendrick Motorsports Рики Хендрик

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-23

Билл Эллиотт участвовал в гонке Budweiser Shootout (сейчас Busch Clash) 2005 года в команде Чипа Ганасси за рулем Додж номер 39 со спонсором Coors. Ливрея автомобиля Эллиотта в этой гонке  была призвана напомнить его успехи в 1985 году, когда при поддержке Coors он выиграл приз в миллион долларов от Winston. В 1988 году Эллиотт, автомобиль которого тогда также спонсировался Coors, стал чемпионом Кубка НАСКАР.

Гонка Budweiser Shootout в Дайтоне 2005 года.
Гонка Budweiser Shootout в Дайтоне 2005 года.
Автомобиль Эллиотта на треке в Дайтоне в 1985 году.
Автомобиль Эллиотта на треке в Дайтоне в 1985 году.

В 2005 году Марк Мартин выиграл гонку всех Всех звезд в Шарлотт за рулем автомобиля в ретро-раскраске, дизайн которой приближен к ливрее его Форд Valvoline номер 6 1993 года.

Viarga Форд Taurus Марка Мартина в 2005 году.
Viarga Форд Taurus Марка Мартина в 2005 году.
Valvoline Форд Thunderbird Maрка Мартина в 1993 году.
Valvoline Форд Thunderbird Maрка Мартина в 1993 году.

Во время первого этапа сезона 2006 года на суперспидвее в Талладеге автомобиль Дейл Эрнхардта-младшего был выкрашен в черный цвет в память об его отце, семикратном чемпионе Кубка НАСКАР Дейле Эрнхардте. Эрнхардт-старший выиграл на треке в Талладеге рекордные 10 гонок серии.

Черный Budweiser Шевроле № 8 Дейла Эрнхардта-младшего на треке в Талладеге в 2006 году.
Черный Budweiser Шевроле № 8 Дейла Эрнхардта-младшего на треке в Талладеге в 2006 году.
Goodwrench Шевроле № 3 Дейла Эрнхардта-старшего и Budweiser Шевроле № 8 Джуниора во время гонки Winston 500 на треке в Талладеге 2000 года. Эрнхардт-старший выиграл гонку, одержав свою 76-ю и последнюю победу в Кубке НАСКАР, а заодно получив миллион долларов от Winston в рамках программы Winston No Bull 5 (красные задний спойлер и номер на крыше автомобиля означают участие в этой программе).
Goodwrench Шевроле № 3 Дейла Эрнхардта-старшего и Budweiser Шевроле № 8 Джуниора во время гонки Winston 500 на треке в Талладеге 2000 года. Эрнхардт-старший выиграл гонку, одержав свою 76-ю и последнюю победу в Кубке НАСКАР, а заодно получив миллион долларов от Winston в рамках программы Winston No Bull 5 (красные задний спойлер и номер на крыше автомобиля означают участие в этой программе).

В 2007 году Джефф Гордон выиграл вторую гонку сезона в Талладеге за рулем DuPont/Pepsi Шевроле. Дизайн ливреи автомобиля разработан одним из болельщиков НАСКАР на основе проведенного Pepsi и Гордоном конкурса. После отбора известным профессиональным дизайнером раскрасок автомобилей НАСКАР Сэмом Бассом нескольких финалистов Гордон сам выбрал наиболее понравившийся ему вариант раскраски автомобиля.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-30

В 2008 году Кайл Буш выиграл гонку Кубка НАСКАР в Дарлингтоне за рулем Тойоты номер 18 с рекламой фильма Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа. Спустя годы после этой победы, отвечая на вопрос о своих самых любимых раскрасках автомобилей в карьере, Буш сказал, что хорошо запомнил эту ливрею.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-31

В честь введения Дейла Эрнхардта в Зал славы НАСКАР в 2010 году Дейл Эрнхардт-младший участвовал в июльской гонке НАСКАР серии Nationwide (сейчас Xfinity) на треке в Дайтоне за рулем Шевроле номер 3 со спонсором Wrangler Jeans. Автомобиль Эрнхардта-младшего в этой гонке был похож на Шевроле номер 3 его отца в 1981 году, в котором Эрнхардт-старший перешел в команду Ричарда Чилдресса вместе со своим спонсором Wrangler. К огромному удовольствию болельщиков Эрнхардт-младший лидировал в гонке больше чем кто-либо из его соперников и в итоге выиграл ее.

Wrangler Шевроле № 3 Дейла Эрнхардта-младшего на треке в Дайтоне в 2010 году.
Wrangler Шевроле № 3 Дейла Эрнхардта-младшего на треке в Дайтоне в 2010 году.
Wrangler Понтиак № 3 Дейла Эрнхардта-старшего в 1981 году.
Wrangler Понтиак № 3 Дейла Эрнхардта-старшего в 1981 году.

В 2012 году Джефф Гордон выиграл финальную гонку сезона Кубка НАСКАР на треке Хомстеде-Майами за рулем автомобиля, раскраска которого знаменовала 20-летие спонсорской поддержки Гордона DuPont. Первый старт Гордона за рулем DuPont Шевроле номер 24 состоялся во втором этапе в Атланте 1992 года, тогда завершавшей сезон Кубка НАСКАР. Раскраска автомобиля Гордона в Майами стала последней для DuPont в НАСКАР. В 2013 году DuPont была переименована в Axalta, которая продолжила спонсорскую поддержку Гордона в отдельных гонках сезона вплоть до завершения его гоночной карьеры в НАСКАР в 2015 году.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-34

В последней гонке Дейла Эрнхардта-младшего в Кубке НАСКАР на треке Хомстед-Майами в 2017 году Axalta Шевроле номер 88 Эрнхардта был в ливрее, ассоциирующейся с раскраской Budweiser Шевроле номер 8 его первого сезона в Кубке НАСКАР 1999 года. Таким образом, Эрнхардт-младший как бы замкнул круг своей гоночной карьеры в высшей лиге НАСКАР. Раскраска автомобиля так понравилась Джуниору, что после гонки в Хомстеде по договоренности с командой он оставил машину себе.

Дейл Эрнхардт-младший рядом со своим Шевроле № 88 для последней гонки в Кубке НАСКАР. 2017 год.
Дейл Эрнхардт-младший рядом со своим Шевроле № 88 для последней гонки в Кубке НАСКАР. 2017 год.
Шевроле № 8 Джуниора в 1999 году.
Шевроле № 8 Джуниора в 1999 году.

В 2020 году во время ретро-уикенда в Дарлингтоне Шевроле номер 48 семикратного чемпиона Кубка НАСКАР Джимми Джонсона был в раскраске, сочетающей в себе классические ливреи машин семикратных чемпионов НАСКАР Ричарда Петти и Дейла Эрнхардта, а также регулярную раскраску автомобиля Джонсона в 2020 году со спонсором Ally.

В современном НАСКАР к различным раскраскам автомобиля гонщика в разных гонках давно привыкли и воспринимается это как само собой разумеющееся. Связано это прежде всего со спонсорами.-37

На ретро-уикенде в Дарлигтоне следует остановиться поподробнее. Darlinghton Raceway - первый трек с асфальтовым покрытием в календаре этапов НАСКАР и первый суперспидвей в гонках сток-каров. С 1950 года по 2003 год на треке в Дарлингтоне в уикенд, на который приходится национальный праздник в США День Труда (первый понедельник сентября), проводилась гонка Southern 500. Проведение этой гонки именно в этот уикенд стало настоящей традицией. Когда в 2015 году руководство НАСКАР по настоянию болельщиков решило ее возродить в Дарлингтоне была развернута широкая компания с целью напомнить об истории НАСКАР.

Во время гоночного ретро-уикенда проводились различные исторические мероприятия, а автомобили 32 из 43 участников гонки имели ретро-раскраски, ассоциирующиеся с ливреями автомобилей известных гонщиков НАСКАР прошлых лет. Комментировать часть гонки Southern 500 пригласили известных комментаторов НАСКАР эпохи 1970-х - 1990-х годов Кена Сквайера и Недда Джарретта (чемпиона Кубка НАСКАР 1961 и 1965 годов). В результате ретро-уикенд в Дарлингтоне получил такую популярность у болельщиков, что проводился НАСКАР и в последующие годы.

В 2021 году в Дарлингтоне состоятся два этапа соревнований Кубка НАСКАР (возвращение еще одной традиции автогонок сток-каров). В связи с этим в этом году ретро-уикенд состоится во время проведения весеннего этапа на треке.

В 2018 году Брэд Кезеловски выиграл гонку в Дарлингтоне за рулем автомобиля, раскраска которого призвана напомнить машину Расти Уолласа в сезоне Кубка НАСКАР 1990 года.

Брэд Кезеловски после финиша гонки в Дарлингтоне 2018 года.
Брэд Кезеловски после финиша гонки в Дарлингтоне 2018 года.
Понтиак Расти Уолласа  1990 года.
Понтиак Расти Уолласа 1990 года.

https://leftturn43.livejournal.com/5325.html