В прошлый раз писал про хорошего сотрудника. Думаю, стоит поговорить о руководителях.
Про то, каким должен быть руководитель написаны сотни, если не тысячи книг и миллионы статей. Зачем ещё одна?
Я предлагаю посмотреть на руководителя взглядом подчинённого. Возможно таких книг и статей тоже много, но мне они попадались реже. На вскидку вспоминается только "Не мешайте мне работать" Стаса Давыдова.
Если одним предложением описать все книги про менеджмент и менеджеров, то оно будет таким:
Как разумно использовать свои ресурсы (знания, навыки, время и т.д.) и ресурсы организации (капитал, людей, знания и т.д.), чтобы производить и продавать товары или услуги, которые удовлетворят клиентов больше, чем товары и услуги конкурентов. В рамках законодательства.
Для руководителей среднего звена клиенты в основном внутренние.
Например, главный энергетик используя бюджет, свои умения и свой персонал оказывает услуги по ремонту и обслуживанию оборудования. От того насколько успешно он это делает зависит его доход и доход его подразделения.
Но мы посмотрим на ситуацию под другим углом. Так сказать с тыла.
Какой он хороший руководитель с точки зрения подчинённого?
Добрый, отзывчивый, справедливый, понимающий, грамотный и ещё много-много эпитетов, которые ни о чём не говорят.
Предлагаю порассуждать, что мне как сотруднику нужно от руководителя (чтобы выполнить свою работу, получить деньги и поехать отдыхать в Крым):
1. Он ставит конкретные цели и задачи.
Если задачи будут расплывчатыми, то и результат будет так себе, а значит и премии на Крым не хватит. Максимум на даче шашлык пожарить.
2. Он даёт обратную связь.
Если я что-то не допонял, он мне дообъяснит и в процессе подкоректирует.
3. У него есть принципы, правила, ценности.
Они известны всем и он их придерживается. Мне бы хотелось, чтобы руководитель в одинаковых ситуациях принимал одинаковые решения, а я понимал, почему он принимает такие решения. Он распределяет работу, выдаёт ресурсы для её выполнения и оценивает результат по понятным всем критериям. Я понимаю, почему Петрову в бригаду дали ещё двух человек, и почему в итоге он получил премию больше.
4. Он обладает эмоциональным интеллектом.
Я использую это модное понятие, чтобы объединить несколько пунктов. Руководитель видит, что мне плохо и подбадривает, помогает, подсказывает. Когда мне хорошо или что-то получилось, он радуется вместе со мной и хвалит. Если на нем сорвался вышестоящий руководитель, он не срывается на подчинённых.
5. Он обладает гибкостью.
Кроме жёстких правил и принципов есть ещё контекст. В двух одинаковых случаях он иногда принимает разные решения, потому что они отличаются чем-то незаметным, но существенным, но он обязательно объясняет причины и пересматривает правила, если необходимо.
6. Он знает мои цели, принципы, сильные и слабые стороны.
Помогает двигаться к целям, не даёт задания противоречащие моим принципам, развивает или нивелирует слабые стороны и максимально использует сильные.
7. Он обеспечивает мою безопасность и уверенность.
И физическую, и психологическую. Я знаю, что завтра будет лучше чем сегодня. По дороге на работу на меня не нападут бешеные собаки, а во время работы я не получу нервный срыв.
8. Он работает.
Я вижу результаты его работы. Обычно сотрудники не замечают работу руководителя, потому что она состоит в основном из коммуникаций, поэтому отследить её можно только косвенно, по изменениям в окружающей обстановке и зависти сотрудников смежных подразделений.
9. Он обеспечивает комфорт.
Мне комфортно работать, у меня хорошее рабочее место, условия работы и заработная плата, и бумаги хватает и канцелярских принадлежностей. Тепло, светло и мухи не кусают.
10. Он меня развивает.
Как личность, как профессионала, как будущего руководителя.
Как найти хорошего руководителя?
Все десять пунктов это разговоры в пользу бедных, если говорить серьёзно, то от руководителя, даже топ-менеджера зависит немного. Культура в организации складывается годами и лишь действительно сильные лидеры способны её изменить. В строительство коммунизма в отдельно взятом колхозе я не верю. Но строить пытаюсь )))
Хороший руководитель - понятие субъективное и зависит от субъекта в данном случае сотрудника, а точнее от его целей. Если подчинённый лентяй, то хороший руководитель для него, тот кто позволяет сачковать. Если сотрудник хочет зарабатывать, то хороший руководитель тот, кто даёт такую возможность.
Поэтому, чтобы найти хорошего руководителя нужно в первую очередь понять свои цели. А затем определить критерии, по которым можно понять достижимы ли эти цели в новой организации. Часто можно многое понять из вопросов, которые задают на собеседовании. И из ответов на ваши вопросы. Ну, и начинать поиск. Но не надейтесь получить всё и сразу. Если в организации можно не дорабатывать, то скорее всего там не доплачивают.
Удачи!