Найти в Дзене
Марина в Риме

В трех церквях Рима можно увидеть 6 картин Караваджо бесплатно

Оглавление

Сегодня я расскажу о Караваджо. И вы увидите целых шесть шедевров этого великого итальянского художника.

А вы знали, что в Риме можно полюбоваться его картинами абсолютно бесплатно? Читайте эту статью, и у вас будут все явки и пароли.

В трех церквях Рима можно увидеть 6 картин Караваджо бесплатно
В трех церквях Рима можно увидеть 6 картин Караваджо бесплатно

Предлагаю сначала поговорить немного о самом Караваджо:

Портрет Караваджо, 1621 год (написал Оттавио Леони)
Портрет Караваджо, 1621 год (написал Оттавио Леони)

Его настоящее имя Микеланджело Меризи. Он родился в Милане в 1571 году. Во время чумы, когда ему было пять лет, умерли его отец и дед. И Микеланджело вместе с матерью некоторое время жил в ее родном городе Караваджо.

Именно поэтому в Риме, куда он приехал в начале 90-ых годов 16 века, ему и дали прозвище Караваджо.

Он всегда отличался вспыльчивым характером. Один из его современников Борромео описывает Караваджо как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся»

В Риме сначала о Караваджо никто не знал. Он работал при монастыре, а потом устроился в мастерскую художника Чезаре д’Арпино. Настоящий успех к нему пришел осенью 1594 года, когда он познакомился с кардиналом Франческо дель Монте и перебрался жить в его дворец Мадама.

Благодаря этому кардиналу 25 июня 1599 года с Караваджо был заключен важный контракт. Заказчиком был Маттео Контарелли. Караваджо должен был написать картины для его частной часовни в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези. За эту работу было предусмотрено вознаграждение 400 скудо. Это был настоящий успех! Давайте зайдем внутрь этой церкви, и я вам покажу, как Караваджо справился с этим заказом.

Интересующая нас часовня находится в самом конце левого нефа. Смотрите, перед нами целых три шедевра Караваджо:

Часовня Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези
Часовня Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези
Три шедевра Караваджо в часовне Маттео Контарелли
Три шедевра Караваджо в часовне Маттео Контарелли

Сначала обратите внимание на картину «Призвание апостола Матфея»

Картина Караваджо "Призвание апостола Матфея"
Картина Караваджо "Призвание апостола Матфея"

На ней Караваджо изобразил сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников. Мы их видим с левой стороны. А справа изображен Иисус Христос со святым Петром. От Иисуса Христа исходит сильный свет, освещающий все помещение.

Хотя, может быть, вся сцена происходит и не в помещении, а на улице? Это тоже загадка и вопрос.

А еще обратите внимание на кисть Иисуса Христа – это аллюзия на фреску Микеланджело "Сотворение Адама". Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Бога Яхве на этой фреске:

Фреска Микеланджело "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле
Фреска Микеланджело "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле

Теперь посмотрим на картину «Мученичество апостола Матфея»

Картина Караваджо "Мученичество апостола Матфея"
Картина Караваджо "Мученичество апостола Матфея"

С помощью кьяроскуро Караваджо концентрирует наш взгляд на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. Фигура палача и Матфея образуют треугольник, который намекает на божественную троицу. А раскинутые руки апостола напоминают крест.

Обратите внимание на фигуру Ангела. Он сверху опирается на облако как будто бы на кресло, потому что Караваджо все свои картины писал с реальных натурщиков.

Алтарь дает понять, что действие происходит в церкви. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя:

Эти два произведения Караваджо были размещены в церкви, и их увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчик остался доволен, и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря.

В 1602 году художник написал картину «Святой Матфей и ангел»

Но она не устроила заказчиков. И сейчас в часовне можно увидеть второй вариант:

Слева - первый вариант картины "Святой Матфей и ангел", справа - второй вариант
Слева - первый вариант картины "Святой Матфей и ангел", справа - второй вариант

А сейчас мы пойдем в церковь Санта-Мария дель Пополо, где увидим еще два шедевра Караваджо.

Несмотря на критику, у Караваджо появились поклонники и ценители его творчества. И он получает заказ написать картины для капеллы Черази в этой церкви.

Интересующая нас капелла находится в самом конце левого нефа.

Здесь на левой стене мы видим картину "Распятие Петра"

Картина Караваджо "Распятие Петра" в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме
Картина Караваджо "Распятие Петра" в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме

На картине изображена мученическая смерть этого апостола. Он сам настоял, чтобы его распяли вниз головой.

Караваджо выступает как смелый новатор, бросивший вызов маньеризму и академизму. Он противопоставил им суровый реализм.

Обратите внимание на руки святого Петра и палачей. Видите, у них загорелые только кисти. Потому что в качестве натурщиков Караваджо использовал обычных работяг. Как правило, работают в одежде с длинными рукавами, загорают только кисти. Художник мог этого не показывать, но для Караваджо было важно изобразить на своих картинах именно то, что он видел в реальной жизни.

А теперь посмотрите на картину «Обращение Савла»

Слева - первый вариант картины "Обращение Савла", справа - второй вариант
Слева - первый вариант картины "Обращение Савла", справа - второй вариант

Иисус Христос явился Савлу (второе его имя Павел) по дороге в Дамаск, куда он отправился, чтобы осуществить там гонения на христиан. Павел увидел в небе яркий свет и услышал глас: Савл, зачем ты меня гонишь?

Это был поворотный момент в судьбе этого человека. Савл из преследователя христианской веры ставится проповедником христианства. Его называют святым Павлом и тринадцатым апостолом Иисуса Христа.

Первый вариант картины заказчики не приняли, сейчас она находится в частной коллекции во дворце Одескальки. А в часовне можно увидеть второй вариант.

А сейчас мы отправляемся в церковь святого Августина, где увидим одну из моих самых любимых картин Караваджо.

Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников, Мадонна пилигримов)

Картина Караваджо "Мадонна пилигримов" в церкви святого Августина в Риме
Картина Караваджо "Мадонна пилигримов" в церкви святого Августина в Риме

В 1604 Караваджо специально съездил в город Лорето, где написал этот алтарный образ:

Картина Караваджо "Мадонна пилигримов" (Мадонна ди Лорето)
Картина Караваджо "Мадонна пилигримов" (Мадонна ди Лорето)

Обратите внимание на позу Мадонны и на всю композицию картины. До Караваджо ни один художник даже близко не писал ничего подобного.

Картина вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны. Художнику позировала известная куртизанка Элен. В руках она держит своего собственного ребенка. И он слишком взрослый, норовит выскочить из рук матери.

Фрагмент картины Караваджо "Мадонна пилигримов"
Фрагмент картины Караваджо "Мадонна пилигримов"

А хотите увидеть видео об этих шедеврах Караваджо и погулять по Риму, тогда нажимайте на эту ссылку "Загадка Караваджо"

О чем или о ком рассказать в следующий раз? Пишите ваши пожелания в комментариях. И не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы ничего не пропустить!