Сегодня я расскажу о Караваджо. И вы увидите целых шесть шедевров этого великого итальянского художника.
А вы знали, что в Риме можно полюбоваться его картинами абсолютно бесплатно? Читайте эту статью, и у вас будут все явки и пароли.
Предлагаю сначала поговорить немного о самом Караваджо:
Его настоящее имя Микеланджело Меризи. Он родился в Милане в 1571 году. Во время чумы, когда ему было пять лет, умерли его отец и дед. И Микеланджело вместе с матерью некоторое время жил в ее родном городе Караваджо.
Именно поэтому в Риме, куда он приехал в начале 90-ых годов 16 века, ему и дали прозвище Караваджо.
Он всегда отличался вспыльчивым характером. Один из его современников Борромео описывает Караваджо как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся»
В Риме сначала о Караваджо никто не знал. Он работал при монастыре, а потом устроился в мастерскую художника Чезаре д’Арпино. Настоящий успех к нему пришел осенью 1594 года, когда он познакомился с кардиналом Франческо дель Монте и перебрался жить в его дворец Мадама.
Благодаря этому кардиналу 25 июня 1599 года с Караваджо был заключен важный контракт. Заказчиком был Маттео Контарелли. Караваджо должен был написать картины для его частной часовни в церкви Сан-Луиджи-дей-Франчези. За эту работу было предусмотрено вознаграждение 400 скудо. Это был настоящий успех! Давайте зайдем внутрь этой церкви, и я вам покажу, как Караваджо справился с этим заказом.
Интересующая нас часовня находится в самом конце левого нефа. Смотрите, перед нами целых три шедевра Караваджо:
Сначала обратите внимание на картину «Призвание апостола Матфея»
На ней Караваджо изобразил сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников. Мы их видим с левой стороны. А справа изображен Иисус Христос со святым Петром. От Иисуса Христа исходит сильный свет, освещающий все помещение.
Хотя, может быть, вся сцена происходит и не в помещении, а на улице? Это тоже загадка и вопрос.
А еще обратите внимание на кисть Иисуса Христа – это аллюзия на фреску Микеланджело "Сотворение Адама". Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Бога Яхве на этой фреске:
Теперь посмотрим на картину «Мученичество апостола Матфея»
С помощью кьяроскуро Караваджо концентрирует наш взгляд на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. Фигура палача и Матфея образуют треугольник, который намекает на божественную троицу. А раскинутые руки апостола напоминают крест.
Обратите внимание на фигуру Ангела. Он сверху опирается на облако как будто бы на кресло, потому что Караваджо все свои картины писал с реальных натурщиков.
Алтарь дает понять, что действие происходит в церкви. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя:
Эти два произведения Караваджо были размещены в церкви, и их увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчик остался доволен, и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря.
В 1602 году художник написал картину «Святой Матфей и ангел»
Но она не устроила заказчиков. И сейчас в часовне можно увидеть второй вариант:
А сейчас мы пойдем в церковь Санта-Мария дель Пополо, где увидим еще два шедевра Караваджо.
Несмотря на критику, у Караваджо появились поклонники и ценители его творчества. И он получает заказ написать картины для капеллы Черази в этой церкви.
Интересующая нас капелла находится в самом конце левого нефа.
Здесь на левой стене мы видим картину "Распятие Петра"
На картине изображена мученическая смерть этого апостола. Он сам настоял, чтобы его распяли вниз головой.
Караваджо выступает как смелый новатор, бросивший вызов маньеризму и академизму. Он противопоставил им суровый реализм.
Обратите внимание на руки святого Петра и палачей. Видите, у них загорелые только кисти. Потому что в качестве натурщиков Караваджо использовал обычных работяг. Как правило, работают в одежде с длинными рукавами, загорают только кисти. Художник мог этого не показывать, но для Караваджо было важно изобразить на своих картинах именно то, что он видел в реальной жизни.
А теперь посмотрите на картину «Обращение Савла»
Иисус Христос явился Савлу (второе его имя Павел) по дороге в Дамаск, куда он отправился, чтобы осуществить там гонения на христиан. Павел увидел в небе яркий свет и услышал глас: Савл, зачем ты меня гонишь?
Это был поворотный момент в судьбе этого человека. Савл из преследователя христианской веры ставится проповедником христианства. Его называют святым Павлом и тринадцатым апостолом Иисуса Христа.
Первый вариант картины заказчики не приняли, сейчас она находится в частной коллекции во дворце Одескальки. А в часовне можно увидеть второй вариант.
А сейчас мы отправляемся в церковь святого Августина, где увидим одну из моих самых любимых картин Караваджо.
Мадонна ди Лорето (Богоматерь паломников, Мадонна пилигримов)
В 1604 Караваджо специально съездил в город Лорето, где написал этот алтарный образ:
Обратите внимание на позу Мадонны и на всю композицию картины. До Караваджо ни один художник даже близко не писал ничего подобного.
Картина вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны. Художнику позировала известная куртизанка Элен. В руках она держит своего собственного ребенка. И он слишком взрослый, норовит выскочить из рук матери.
А хотите увидеть видео об этих шедеврах Караваджо и погулять по Риму, тогда нажимайте на эту ссылку "Загадка Караваджо"
О чем или о ком рассказать в следующий раз? Пишите ваши пожелания в комментариях. И не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы ничего не пропустить!