18 мая 1974 года, в тот день, когда британскому клавишнику Рику Уэйкману исполнилось 25 лет, в его жизни произошло два знаменательных события. Во-первых, он принял окончательное решение уйти из группы Yes и полностью посвятить себя сольной карьере. А во-вторых, музыкант узнал, что записанный им недавно альбом "Journey to the Centre of the Earth" занял первое место в чартах. Изначально в созданную по мотивам знаменитого романа Жюля Верна рок-симфонию мало кто верил. Кроме того, ее запись с привлечением оркестра стоила целого состояния и практически разорила Уэйкмана, поэтому столь колоссальный успех открыл перед ним все двери. Однако у этого успеха была своя обратная сторона, и вскоре Рик ощутил ее.
Готовясь к предстоящему турне, музыкант не щадил себя: из-за возросшего нервного напряжения он еще больше пристрастился к алкоголю, в результате чего сломал кисть в одном из пабов. На момент выступления в Лондоне 27 июля он не спал уже пять дней и, для того чтобы подняться на сцену, ввел себе инъекцию морфина. Хотя концерт прошел хорошо, это сказалось на его здоровье: в течение следующих нескольких дней Уэйкман пережил три сердечных приступа.
Для музыканта складывалась не лучшая перспектива. Врачи рекомендовали Рику отказаться от дальнейших выступлений и даже подумать о завершении карьеры. Но Уэйкман мало того что не хотел приостанавливать концертную деятельность - в тот же день, лежа прямо на больничной койке, он принялся сочинять новый альбом.
В своем творчестве Рик любил обращаться к истории и литературе. Теперь же его влекло то, что находилось на их пересечении, - мифология. В юности он останавливался на ферме близ деревни Тинтагель, где располагаются руины замка, приписываемого легендарному Королю Артуру. Пребывание там оставило у музыканта неизгладимые впечатления. Казалось, каждый камень этого некогда величественного здания был пропитан духом древних сказаний. Бравые рыцари, прекрасные леди, волшебники, яростные баталии - все эти образы вновь возникли у него в голове. К тому же, как истинный англичанин Уэйкман был знаком с циклом об Артуре с детства, поэтому, вспомнив свою давнюю поездку, решил использовать в качестве основы для будущего альбома именно его.
Обложившись книгами, он выбрал наиболее яркие и интересные сюжеты из них и составил собственную историю о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола. Объявление о выходе альбома "The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table" появилось в газетах уже в августе. Уэйкман принялся активно сочинять лирику, напевая мелодии песен прямо на диктофон, и фактически черновая версия альбома была написана им в больнице. Восстановившись и выйдя из нее в сентябре, музыкант завершил тур по Северной Америке и сразу же приступил к записи. Для этого он снова пригласил симфонический оркестр, Английский камерный хор, а также создал собственную группу The English Rock Ensemble, в которую вошли музыканты, работавшие над его предыдущей пластинкой. Запись продлилась до января, и в марте 1975 года новый альбом Рика Уэйкмана увидел свет.
Первая композиция на пластинке посвящена юному Артуру, который, по всем известному преданию, должен вытащить меч из камня и наковальни, чтобы доказать свое право на трон. Несмотря на то, что будущий король изображен здесь молодым и неопытным, ему соответствует величественная героическая тема, как бы говорящая о том, что все его свершения еще впереди. Уэйкман мастерски создает средневековый антураж, используя клавесин, и в то же время делает звучание альбома современным, разбавляя его излюбленным синтезатором и привнося нотки футуристичности.
Меч, изображенный на обложке, - далеко не единственный, фигурирующий в альбоме. В "Lady of the Lake" Артур получает свое самое знаменитое орудие - Экскалибур. Его дарит ему загадочная Леди из Озера, чья рука, высовывающаяся из-под воды, изображена на обратной стороне конверта. Атмосферу чего-то таинственного и неизведанного было решено передать с помощью пения мужского хора.
В "Guinevere" появляется жена Короля Артура - Гвиневра, главный женский персонаж, которому отведена баллада. Ее нежная струнная аранжировка переплетается с синтезатором Рика и голосами вокалистов Эшли Холта и Гэри Пикфорд-Хопкинса, делая композицию одной из самых красивых на пластинке. Хотя в исходных мифах Гвиневра - отнюдь не идеал чистоты и целомудрия. В первую очередь она известна своими изменами Артуру, и, помимо прямого упоминания в тексте, это подчеркивается игривым соло Уэйкмана в середине.
Тайный возлюбленный Гвиневры - сэр Ланселот, самый доблестный и храбрый Рыцарь Круглого Стола. В "Sir Lancelot and the Black Knight" он сражается со сверхъестественным Черным Рыцарем. Для того чтобы передать ощущение битвы, Рик дал указание музыкантам играть в два раза быстрее необходимого и в итоге создал настоящий симфонический боевик.
Далее перед слушателями предстает один из ключевых персонажей артурианы - волшебник Мерлин, наставник и верный помощник Артура. "Merlin the Magician" - полностью инструментальная композиция, и, сочиняя ее, Уэйкман хотел показать Мерлина как неоднозначного персонажа. С одной стороны, это добрый маг, что отражает изначально спокойная умиротворяющая мелодия. С другой, он обладает могущественной, подчас разрушительной, силой, что передает тяжелый гитарный рифф, звучащий после. С третьей же, как и любому волшебнику, Мерлину свойственна определенная доля безумия, что характеризует намеренно несерьезный проигрыш на пианино и банджо, завершающий эту мини-сюиту.
"Sir Galahad" рассказывает историю третьего меча, лежащего в основе концепции альбома. Сэр Галахад - самый благочестивый Рыцарь Круглого стола, сын Ланселота, которому выпала честь отыскать Священный Грааль. Доказательством его избранности является то, что Галахад, как и Артур, вытаскивает меч из камня, который проплывает по реке.
Заканчивается альбом композицией "The Last Battle". Тихий голос с грустью произносит: "Прошли времена Рыцарей // Круглого Стола и битв". В последней смертельной схватке сходятся Король Артур и его коварный сын Мордред, который, желая захватить трон, убивает собственного отца. Впрочем, главный герой песни вовсе не он и даже не Артур. Именно эту композицию Рик Уэйкман сочинил первой, находясь в больнице после сердечного приступа, подразумевая прежде всего свою личную "последнюю битву", борьбу с самим собой и своими внутренними демонами. Впоследствии музыкант открыто заявлял, что альбом настолько же о Короле Артуре, насколько и о нем самом. Неслучайно от "The Last Battle" веет такой обреченностью, ведь какое-то время Уэйкман и правда думал, что эта битва может оказаться для него последней. К счастью, с развитием композиции ее тон меняется, и она заканчивается грандиозным финалом. В отличие от Артура, Рик выиграл битву.
Без потерь, конечно, снова не обошлось. Выпустив альбом, Уэйкман хотел сыграть его вживую прямо на руинах замка Тинтагель, но из-за невозможности проведения концерта в тех местах ему это сделать не удалось. Тогда музыкант выбрал арену Уэмбли, но та была уже подготовлена для ледового шоу, в результате чего ему пришлось ставить своего "Артура" на льду. При всей оригинальности этой затеи она стоила огромных денег и в очередной раз привела Рика к банкротству.
Однако сам альбом ждал успех, на этот раз без тяжелых последствий. Он добрался до второй строчки британских чартов, получил золотой сертификат и вошел в ряды лучших работ Уэйкмана, а также всего прогрессивного рока в целом. Самому же Рику альбом доказал, что он может преодолеть любые жизненные трудности, и больше музыкант с дистанции не сходил, продолжая радовать нас своим творчеством до сих пор.
Читайте также: