Найти тему
Top of the Rocks

Классика и рок. В каких композициях известных рок-исполнителей они пересекались больше всего

Оглавление

Классика и рок. Для кого-то эти понятия являются как минимум полярными, если вообще вписываются в единую систему координат. Однако рок всегда вбирал в себя элементы самых различных музыкальных направлений, и классика, разумеется, не была исключением. Помимо того, что многие рок-композиции до сих пор основываются на гармониях, придуманных еще в эпоху барокко, некоторые рок-музыканты зачастую вдохновлялись великими классическими композиторами и открыто заимствовали для своих песен фрагменты из их произведений.

Так какие всем нам известные рок-композиции тесно переплетены с академической музыкой?

Procol Harum: "A Whiter Shade of Pale"

Психоделический гимн 60-ых, который звучал во время "Лета любви" 1967 года и которым вовсю заслушивался тогда Джон Леннон, композицию британской группы Procol Harum "A Whiter Shade of Pale" можно также назвать одним из первых в истории примеров слияния классической музыки и рока.

Данная песня знаменита в первую очередь своим ярким мелодичным соло на органе Хаммонд в исполнении Мэтью Фишера. И как раз-таки оно было вдохновлено бессмертной классикой. Большой любитель И. С. Баха, соавтор и исполнитель "A Whiter Shade of Pale" Гэри Брукер позаимствовал ее мелодию из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор великого композитора эпохи барокко.

Примечательна и повторяющаяся басовая партия в "A Whiter Shade of Pale", сочиненная не без влияния музыки прошлого. Подобный прием в классической традиции называется ostinato.

Emerson, Lake & Palmer: "Pictures at an Exhibition"

Подвести под понятие "симбиоз классики и рока" можно все творчество британского коллектива Emerson, Lake & Palmer целиком, так как в этом состояла вся суть его музыки. За это стоит сказать спасибо в первую очередь главной движущей силе группы, гениальному клавишнику Киту Эмерсону. Ведь даже когда он не цитировал или интерпретировал целые произведения великих композиторов, а создавал свои собственные оригинальные композиции, Эмерсон все равно так или иначе вдохновлялся классикой.

Кит Эмерсон
Кит Эмерсон

Чего только стоит его совместный с Лейком "Tarkus". Но если же говорить о прямых пересечениях с классикой, то особняком в творчестве ELP стоит их концертный альбом "Pictures at an Exhibition" - рок-обработка "Картинок с выставки" Модеста Петровича Мусоргского. Классика в виде фортепианных пьес великого русского композитора выступает тут, скорее, прочным нерушимым фундаментом, в то время как орган и синтезатор Эмерсона - красивым наслоением на все это, заставляющим взглянуть на гениальное произведение под другим углом. Настоящее переосмысление вечной классики.

И это лишь малая часть того, что можно упомянуть в богатом наследии британского трио. Остальное пришлось бы перечислять еще долго:

Переработка произведений венгерского классика Белы Бартока в "The Barbarian" и чешского композитора Леоша Яначека в "Knife-Edge" с первого альбома, а также интерпретации Баха и Прокофьева в "Works Volume 1" и многое-многое другое.

Deep Purple (Джон Лорд): "Hey Joe", "April" и "Concerto for Group and Orchestra"

В музыке британской группы Deep Purple всегда присутствовали два независимых начала: первое - рок-н-рольное в лице Ричи Блэкмора, который всегда тянул коллектив к утяжелению и ужесточению звучания, и второе - классическое в лице виртуозного клавишника Джона Лорда, который, наоборот, в противовес Блэкмору постоянно старался увести Deep Purple либо в заоблачные выси, либо в заумные дебри.

Как всем известно, с выходом эпохального альбома "In Rock" если и не полностью одержало победу в этой "битве", то во всяком случае стало довлеть над другим начало именно Ричи Блэкмора. Но до этой "победы", в период раннего творчества группы, в музыкальном плане в Deep Purple безраздельно властвовал Джон Лорд, с каждой новой пластинкой вплоть до 1970 года приближая коллектив к слиянию с классикой.

Джон Лорд
Джон Лорд

Джон Лорд приобщился к академической музыке с самых ранних лет и, как и многие музыканты из этого списка, в качестве своего любимого композитора выделял Баха.

В результате уже на дебютном альбоме "Shades of Deep Purple" можно заметить многочисленные отсылки к классическим произведениям. В инструментальной "Prelude: Happiness" использованы мотивы "Шехерезады" Н. А. Римского-Корсакова, а в кавере на "Hey Joe" фрагменты сразу двух произведений: балета "Треуголка" Мануэля де Фальи и "Болеро" Мориса Равеля.

Второй студийный альбом Deep Purple "The Book of Taliesyn" содержал в себе еще больше классических элементов: часть Седьмой симфонии Бетховена и увертюры "Ромео и Джульетта" П. И. Чайковского в "Exsposotion", фугу Баха в "Anthem" и мелодии симфонической поэмы "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса в "River Deep, Mountain High".

В 1969 увлечение Лорда классической музыкой вылилось в грандиозную 12-минутную композицию "April" с третьего альбома Deep Purple, вступление к которой уже можно назвать полноценной инструментальной пьесой.

Апофеозом же того "классического" периода группы стала запись концертного альбома "Concerto for Group and Orchestra", в создании которого, помимо Deep Purple, участвовал целый Королевский филармонический оркестр. Данную пластинку можно рассматривать как наиболее смелый шаг по слиянию классики с роком.

Однако уже менее чем через год данный период в истории группы был вытеснен периодом хард-роковым, и амбиции Джона Лорда насчет классической музыки отошли на второй план.

The Doors (Рэй Манзарек): "Light My Fire"

Привнесением в музыку элементов классики в группе The Doors всегда было кому заняться. Ее "мозговой центр", клавишник Рэй Манзарек, будучи поклонником творчества все того же Баха и других великих композиторов, в своей игре на электрооргане неизменно опирался на многочисленные классические произведения. Можно даже вспомнить целый альбом The Doors "The Soft Parade", записанный с использованием струнных и духовых инструментов.

Рэй Манзарек
Рэй Манзарек

Но появлялись заимствования из классики в песнях The Doors и гораздо раньше, например, в их супер-успешной "Light My Fire". Ни для кого не секрет, что основную мелодию и большую часть слов к ней написал гитарист Робби Кригер, однако яркое органное вступление, которым больше всего и запоминается "Light My Fire", было авторства Манзарека. По его словам, он сочинил его под влиянием Баха, а впоследствии на живых выступлениях всегда привносил в него что-то новое, никогда не исполняя свою партию одинаково.

Неоднократно прибегал к классике Рэй Манзарек и позже. Так, в песне "Wintertime Love" можно обнаружить клавесинный проигрыш, а всё органное соло в середине "Hyacinth House" с последнего альбома 1971 года вдохновлено "Polonaise in A-flat major, Op. 53" Фредерика Шопена.

Ozzy Osbourne (Рэнди Роадс): "Diary of a Madman"

Всю свою жизнь гитарист Рэнди Роадс пытался примирить в себе два противоположных стремления - к классике и рок-н-роллу. По его словам, он одинаково любил и то и другое и хотел бы развиваться в обоих направлениях, но, видно, сделать это было не так уж просто.

Пока Рэнди выступал вместе с Оззи Осборном и, исполняя хэви-метал, высекал из своей гитары жесткие тяжелые риффы, он в то же время пытался брать уроки по классической гитаре, якобы чтобы улучшить технику игры. В какой-то момент он даже планировал на несколько лет бросить рок-н-ролл и покинуть группу, чтобы поступить в университет Лос-Анджелеса и учиться там по классу классической гитары. И если бы не ранняя смерть Роадса, кто знает, куда бы его это в конечном счете привело.

Рэнди Роадс и Оззи Осборн
Рэнди Роадс и Оззи Осборн

Но пока он был с Оззи, Рэнди всячески пытался разнообразить музыку коллектива не только своей уникальной техникой, но и так любимой им классикой. Любопытна история создания песни "Diary of a Madman", вышедшей на последнем при жизни Роадса одноименном альбоме в 1981 году. Вспоминает о процессе записи пластинки сам Осборн:

"Пока мы записывались, все жили в маленькой паршивой квартирке. Навсегда запомню то утро, когда проснулся и услышал потрясающий акустический рифф из комнаты Рэнди. Я ворвался к нему прямо в трусах, а он сидит и занимается музыкой с очень строгим учителем классики.
- Что это ты только что сыграл? - спросил я, пока учитель пялился на меня, как на лох-несское чудовище.
- Оззи, я занят!
- Я знаю, но что ты только что сыграл?
- Моцарта.
- Отлично. Мы стырим этот рифф.
- Мы не можем тырить у Моцарта.
- Уверен, он не будет возражать".

Так этот акустический рифф стал вступлением к "Diary of a Madman". Хотя, как заметил позже Осборн, "когда Рэнди его закончил, от Моцарта там осталось очень немного".

Естественно, это лишь малая часть того, что можно написать по обширной теме слияния классики и рока. Если затрагивать полностью такие жанры как симфо-рок или прогрессив-рок, то найдется еще великое множество примеров использования классических фрагментов в рок-композициях в лице таких групп как Yes, Genesis, King Crimson и т.д. Поэтому пишите, о каких случаях соприкосновения классики и рока стоит в первую очередь вспомнить, на ваш взгляд.

Читайте также:

Знаменитые рок-альбомы с элементами диско

"The Soft Parade" - самый недооцененный альбом группы The Doors

"Pet Sounds" - альбом, разделивший историю музыки на "до" и "после"