Найти тему
Психотерапевт Ольга Лукина

Психотерапия как «жесткий бизнес». Часть 1

Ольга Лукина – практикующий врач с 1995 года, интегративный психотерапевт, кандидат медицинских наук, экзекьютив-коуч, бизнес-психотерапевт, консультант по личному развитию лидеров.

Человек, который находится в остром эмоциональном кризисе, связанным с травмой, испытывает хронические проблемы эмоционального характера, серьезные сложности в отношениях с людьми или проблемы с профессиональной самореализацией, совершенно естественно, начинает искать профессиональной психологической помощи. Я искренне сочувствую этим людям!

Найти квалифицированную помощь в области эмоционального здоровья человеку в России очень сложно. И в эту сферу — с колоссальным спросом и колоссальным же дефицитом предложения — сегодня готовы щедро инвестировать. Ведь порог входа в этот бизнес (или, если угодно «бизнес») очень низкий. Каждый человек с неизвестно как полученным дипломом «психолога» может начать практику и, воздействуя на публику с помощью агрессивного промо, брать за одну-единственную ни к чему не обязывающую консультацию десятки тысяч, а то и больше.

И вот уже влиятельный и популярный «психологический» журнал, «глянец с человеческим лицом» и претензиями на «интеллектуальность» отказывается публиковать материалы, где высказаны сомнения по поводу этичности и профессионализма деятельности некоторых так называемых «немедицинских психологов», чтобы ни в коем случае не обидеть потенциальных рекламодателей…

А ведь когда у нас есть проблемы со здоровьем, не важно, физического или эмоционального они характера, — мы становимся уязвимыми. Словно дети, мы с замиранием сердца внутри ждем от врачей диагноз и прогноз, бессознательно мы ожидаем от них защиты и помощи. Врачей этому учат. Самозванцы свободны от этих этических знаний и обязательств.

Пожалуй, ни одна из медицинских врачебных специальностей в нашей стране не испытала такой девальвации, как психотерапия. На просторах рунета мы можем увидеть десятки и сотни объявлений людей, чьи профессиональные компетенции в этой области не подтверждены ничем, кроме их патологических амбиций. Это не мешает им предлагать себя в качестве специалистов, которые могут разрешить ваши душевные проблемы любой глубины и сложности. Хотя по законодательству психотерапевтом может себя называть только ВРАЧ со специальным постдипломным образованием в этой области.

Почему же такой важной и сложной врачебной специальности, которая занимается психическим здоровьем людей, досталась в нашей стране такая незавидная участь?

Ведь чтобы стать высококлассным психотерапевтом нужно учиться столько же лет сколько, например, на кардиохирурга, реаниматолога или нейрохирурга… А это — шесть лет лечебного факультета мединститута, два года ординатуры и три года аспирантуры по выбранной специальности с одновременной работой в клинике под руководством опытного практика и научного руководителя. Никто не доверит обучающемуся делать сложную операцию, разве что разрешат постоять рядом с операционным столом, чтобы одним глазком увидеть работу мастера. Далее нужны еще три-пять лет практики, когда ты набиваешь шишки, переживая за пациента бессонными ночами. Так рождается классный самостоятельный специалист. Таким образом, цикл созревания доктора занимает 15-16 лет.
-2

В профессии врача-психотерапевта всё даже сложнее. Должны быть пройдены три этапа:

1. Общее лечебное дело, которое дает понимание взаимосвязи всех процессов, которые протекают в такой сложной системе как организм человека;

2. Интернатура или ординатура по психиатрии, которая дает глубокое понимание психопатологии и связи между психическими и соматическими процессами;

3. Трех-пятилетнее погружение в одно из направлений психотерапии, где мастера из рук в руки передают тебе знания и навыки работы с человеческой душой. Одновременно врачу необходимо пройти многие часы собственной психотерапии.

Первые три-пять лет практики необходимо проходить регулярные супервизии, т. е. сверяться с более опытным мастером на предмет лечебных стратегий и собственных эмоциональных процессов. И только после этого ты интеллектуально, эмоционально и духовно будешь готов к серьезной самостоятельной практике.

Тут работает золотое правило для эксперта из любой области знаний: природная одаренность, качественное образование плюс 10 000 часов практики.

Что же произошло в России с профессией «психотерапевт»?

К сожалению, в 20-х годах прошлого столетия психоанализ в России был «оторван» от психиатрии и неврологии и объявлен вне закона. Во всех цивилизованных странах Европы и Америки эти дисциплины эволюционировали вместе, создавая хорошую среду для развития высококлассных специалистов, владеющих одновременно знаниями по психопатологии и психотерапии, так как далеко не всем пациентам необходим прием психотропных препаратов. Но в России психиатрия вынужденно развивалась как отдельная дисциплина, а из всех возможностей психотерапии нам были доступны, пожалуй, лишь рациональные разговоры с пациентом и аутогенная тренировка.

В конце 80-х годов наметилось политическое потепление и прогрессивные профессора стали заново соединять психиатрию и психотерапию. К нам в страну приехали делиться опытом лучшие психиатры — психоаналитики и психотерапевты планеты. Мы жадно впитывали знания и их опыт, ведь мы отстали в этой области от мира лет на шестьдесят. Этот процесс оказался весьма болезненным и сложным.

Я была одним из первых психиатров-психотерапевтов в России и прекрасно помню, как страшно было людям прийти на прием: а вдруг окружающие посчитают тебя «чокнутым», или информация просочится в «органы» и тебя лишат водительских прав, или заблокируют карьерное развитие… Вот такой горький след оставила психиатрия, оторванная от гуманистической психотерапии, в сердцах советских людей.

Постепенно люди в России стали активнее пользоваться возможностями психотерапии. Естественно, что в авангарде были самые смелые и пионерные потребители — предприниматели, бизнесмены. Началось стремительное развитие психотерапии, но не очень здоровые эмоционально люди, без этики и ограничений, воспользовавшись отсутствием закона и дикостью рынка, увидели отличную возможность на этом заработать. И началось…

-3

Гадалки, экстрасенсы, народные целители стали причислять себя к психотерапевтам. Закон не отреагировал. Далее начали появляться свежеиспеченные психологи, выпускники коммерческих ВУЗов без клинической базы и качественного профессорского состава преподавателей с клиническим опытом. Многие стали называть себя психотерапевтами, то есть врачами, не имея на это никакого права и необходимых компетенций для этой профессии.

Дальше мы увидели телевизионные шоу, где несчастных невротических, страдающих и незрелых личностей эмоционально раздевали «догола». Почему бы не провести по Первому каналу прием у гинеколога или проктолога под камеру? Разве душевная боль менее сакральна чем боль в других областях?

В прошлом году был брошен еще один обесценивающий камень в профессию врача-психотерапевта.
По телевидению сообщили, что «при неясных обстоятельствах умерла Анна Амбарцумян, ceкcoлoг, экстрасенс, 26 лет, которая называла себя ЭКСПЕРТОМ в области психиатрии, психотерапии, ceкcoлoгии…»

Хочется задать руководству телеканала, где прошла эта информация, следующие вопросы.

1. Кто-то видел ее достоверный диплом врача и документ о прохождении ординатуры по специальности «психиатрия»?

2. Сколько лет и у кого она стажировалась в клинике?

3. Сколько лет и у кого она училась психотерапии?

4. На каком вообще основании ее называли экспертом в области психиатрии и психотерапии? Как можно быть экспертом в медицине в 26 лет? Это возраст начинающего врача. А ведь огромное количество людей в нашей стране черпает информацию и стандарты до сих пор из телепередач!

Никогда не ставлю заочных диагнозов, но в этом случае все симптомы асоциальной акцентуации личности налицо.

Периодически мы читаем: сантехник без диплома врача практикует гинекологию в частном медицинском центре. Или: медицинская сестра в далеком селе делает операции по увеличению груди, закачивая несчастным жертвам под кожу вазелиновое масло. А дальше жертвы приезжают в Москву, едва оставшись в живых после сепсиса и идут к пластическим хирургам в надежде, что те смогут хоть как то реконструировать утраченные органы.

Все это очень неприятно, но все же это разовые кейсы. А вот психотерапию как медицинскую врачебную специальность почти растерзали. Ловушки, в которые заманивают людей, нуждающихся в помощи, видны всякому специалисту, их создатели не утруждают себя хитроумным креативом, но промо это настолько назойливое и агрессивное в своей простоте, а люди, испытывающие психологические проблемы, настолько уязвимы, что многие в эти ловушки попадаются.

Из раза в раз ко мне в кабинет приходят люди с последней надеждой на помощь. «Психотерапевты»-самозванцы в лучшем случае за многие месяцы своего лечения не смогли клиенту помочь, а в худшем — вторично нанесли ему травму. А сколько людей после такой «психотерапии» больше вообще никогда не обратятся за помощью, полностью потеряв доверие к психотерапии как таковой? Непрофессионализм и вандализм таких персонажей порой просто поражает воображение.

Продолжение следует...

Реклама, которую вы видите в Яндекс.Дзене, не имеет никакого отношения к каналу Ольги Лукиной. Реклама автоматически формируется сервисом в соответствии с вашими запросами и интересами. При заказе услуг психолога и психотерапевта мы настоятельно рекомендуем тщательно перепроверять информацию об опыте консультанта и читать отзывы о его работе. Никогда не забывайте, что за наше здоровье отвечаем только мы сами.