Найти тему

ПАК-40 - пожарный автомобиль катер

На просторах интернета периодически попадаются фотографии необычного пожарного автомобиля - КРАЗ-255Б с пожарным катером.
Но вот для чего понадобилось такое чудо-юдо, информации практически нет...

-2

А дело тут вот в чём. Наша страна изобилует большим количеством крупных водоёмов с крутыми высокими берегами, превышающими длину всасывающей линии. Или наоборот, у берега мелководье или заболоченность, что не позволяет установить там пожарный автомобиль для полноценной работы насоса. Конечно, в таких случаях можно воспользоваться гидроэлеватором, но его производительности в 10 литров в секунду не всегда хватает... Получается вроде бы водоисточник рядом, но по сути район безводный...

-3

И вот в конце 1970-х годов решили как то облегчить эту проблему, выдав техзадание на плавучую пожарную станцию "Искра ", состоящую из оснащённых насосами автомобиля и катера, работающих в перекачку. За её основу взяли буксирно-моторный катер-толкач БМК-Т(проект 1396), и его автомобиль-транспортёр на шасси КРАЗ-255Б, входившие в состав понтонно-мостовых парков инженерных войск. В оригинальном виде катер уже оснащался вихревым насосом, и среди прочего мог тушить пожары с помощью рукавов и ручных стволов, входивших в его комплектацию. Доработку под пожарные требования поручили Торжокскому заводу. Там автомобиль оснащался дополнительной кабиной расчёта, в которой был установлен насос ПН-40УА, а также пенобаком на 215 литров.

Машина получила название ПАК-40 (ПАК расшифровывается как "пожарный автомобиль-катер"). Катер тоже доработали под пожарные нужды, установив лафетный ствол ЛС-С-40 и пенобак. Теперь он назывался "пожарный катер проекта 16650ПМ", а комплекс целиком ПАК-40(255Б)-16650ПМ.

-5

Катер мог и самостоятельно тушить пожары с помощью лафетного ствола, но основная идея заключалась в работе именно в перекачку с автомобилем ПАК-40.

-6

На испытаниях, проходивших на Рыбинском водохранилище в декабре 1980 года, катер сначала напрямую питал лафетный ствол ПЛС-20 через магистральную линию 77мм длинною 140 метров. ПЛС находился выше уровня воды на 10 метров. Потом катер находясь в 20 метрах от берега работал в перекачку с ПАК-40, находившейся в 60 метрах от уреза воды (перепад высот 4 метра), который подавал воду через магистральную линию длинною 140 метров на ПЛС-20.

-7

Испытанию сочли успешными, хоть и выявившими определённые проблемы у ПАК-40, на устранение которых ушло больше года. С 1982 года ППС "Искра " запущена в мелкосерийное производство, по 2-3 штуки в год.

На раме автомобиля закреплены пеналы для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.
На раме автомобиля закреплены пеналы для всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.

Сколько всего было сделано подобных машин неизвестно, но скорее всего чуть больше 10. Известно что такие машины служили в Москве, в Московской области (Балашиха, потом в Химки), Ленинграде (затем Выборге), Тверской области, Ярославской области (Рыбинск), Краснодарском и Красноярском краях, республике Коми (Сыктывкар), и Белоруссии.

-9

Информации о применении ПСС "Искра " по прямому назначению мне на данный момент не известно. Более того, в некоторых гарнизонах, после многолетних простоев, комплекс "раздербанили" - катер либо списывали, либо отдавали спасателям, а вот автомобили получали, что называется, вторую жизнь. Высокопроходимый, грузоподъёмный "лаптёжник" КРАЗ-255Б, уже оснащённый и КБР, и насосом, и пенобаком, грех было не переоборудовать в пожарную АЦ, установив на него самодельную ёмкость. Так поступили в Красноярском крае и Коми.

ПАК-40 переоборудованный в АЦ. Ёмкость цистерны 5000 литров.
ПАК-40 переоборудованный в АЦ. Ёмкость цистерны 5000 литров.

А в Рыбинске вместо катера установили седло, к которому крепился полуприцеп-цистерна, вмещавшая 16 кубов пенообразователя. Совсем не слабый пенный ход получился))).

На данный момент известно всего о двух полностью комплектных, почти в первозданном виде, ПАК-40(255Б)-16650ПМ - один в России (Выборг), и один в Белоруссии.


В статье частично использован материал из книги А.В. Карпова "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение", из серии "Пожарный автомобиль в СССР.