Раз в несколько недель я наблюдаю в профильных группах фейсбука посты о том, как владельцы жилья, сдаваемого в аренду, делятся грустными историями про то, что очередные квартиросъемщики нанесли непоправимый ущерб имуществу, а потом убежали. Или же живут в квартире, не платят арендную плату, а съезжать не планируют.
Как этих людей выявить на раннем этапе? Какими параметрами руководствоваться? Сейчас я постараюсь ответить на эти вопросы.
У хозяина квартиры, на самом деле, не так уж и много времени, чтобы понять, что из себя представляет потенциальный наниматель. Это несколько минут общения по телефону, потом максимум полчаса, когда проводится просмотр квартиры, ну и минут 20 времени, затраченного на обсуждение деталей договора найма.
На мой взгляд, этого времени достаточно, чтобы увидеть в человеке черты характера, которые могут послужить препятствием для его заселения в квартиру.
Важно для себя уяснить, что квартира - это достаточно дорогое имущество, которое принадлежит вам. И вы собираетесь передать его в пользование за определенную плату другому человеку. А тот факт, что человек первым явился на просмотр, никак не может являться решающим аргументом в пользу того, чтобы заключить договор найма именно с ним. Желательно пообщаться с несколькими людьми, а потом сделать для себя определенные выводы. Внимание прежде всего следует обращать на мелочи.
Все начинается с телефонного разговора. Чем дольше и содержательнее будет разговор, тем лучше. Больше можно понять о человеке. Откуда он, состав семьи, кто будет постоянно проживать. Где и кем работает, почему рассматривает именно эту квартиру в данной локации. Причины, по которым снимает жильё. В ответ надо быть готовым ответить на все вопросы о квартире, возможно дополнительно отправить видео или еще фотографии.
Детальный телефонный разговор еще до встречи на объекте выгоден обеим сторонам процесса, и арендатору и арендодателю. Если квартира по каким-либо причинам не подходит арендатору, то лучше пусть он поймет это в ходе телефонного разговора, чем после просмотра, а еще хуже - после заселения. Поэтому я, как арендодатель, в таких случаях всегда стараюсь честно ответить на все вопросы и не приукрашиваю действительность, а наоборот, даже заостряю внимание на тех недостатках, которые есть у квартиры. Мне выгодно, чтобы арендатор знал о них изначально и чтобы данные недостатки не были существенными для него, иначе через месяц-другой мне с большой долей вероятности придется тратить время и искать нового арендатора.
А теперь предлагаю обратить внимание на те мелочи, по которым можно понять, что этому человеку квартиру лучше не сдавать:
- В ходе телефонного разговора сразу начали просить скидку на аренду.
- Опоздал или не явился на просмотр и не предупредил заранее об этом. Не извинился за опоздание.
- Не может четко сформулировать, почему ему подходит именно эта квартира и не может четко сформулировать свой источник доходов для оплаты аренды.
- Не готов отвечать на вопросы. Не берет трубки. Не перезванивает. Не отвечает на сообщения.
- Не разувается при просмотре квартиры. Как минимум, не спрашивает о том, можно ли пройти не разуваясь.
- Неприличное поведение. Фамильярность.
- Лукавство. Когда по телефону забывает сказать о таких "мелочах" как домашние животные, либо младший брат (сестра, мама, теща), которые планируют проживать первое время в квартире.
- Неконструктивная критика квартиры. Попытка использовать это для того, чтобы снизить арендную плату.
- Повышенная нервозность при просмотре.
- Такие качества как наглость и глупость.
- "Понты".
- Личная антипатия. Важный фактор.
Этот список так называемых мелочей в поведении потенциальных арендаторов составлен на основе как собственного опыта, так и опыта других людей, сдающих квартиры много лет. Со временем можно поговорить отдельно о каждой "мелочи" и причинах её появления в этом списке. Пока просто советую обратить на них внимание.
Подписывайтесь и читайте другие мои статьи: