С начала года власти усилили контроль за оборотом наличных, внеся для этого поправки в «антиотмывочный» закон. Коррективы дополнили уже существующий список денежных операций, находящихся под надзором финразведки.
Основная их цель – сделать невозможным вывод налички. Например, через счета мобильных телефонов и почтовые переводы. Речь в данном случае идет о сумме от 100 тысяч рублей.
Еще один «контрольный пункт» – сделки с недвижимостью, безналичные и за наличку, от 3 миллионов рублей.
Как только в банк поступает такая сумма от физического или юридического лица, он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг.
Также банки должны информировать надзорные органы, если граждане или организации снимают со счета или начисляют на него суммы от 600 тысяч рублей.
Тревожным «звоночком» для них становятся операции, не связанные с деятельностью компании (например, зачисление денег для выдачи зарплаты – это нормально).
В отношении физлиц триггер – это выигрыш в лотерею, денежный перевод, полученный от азартных онлайн-игр, а также выручка от сдачи в ломбард ценных вещей.
Следить будут еще и за участниками рынка ценных бумаг, страховыми брокерами, инвестиционными и страховыми компаниями – за всеми, кто может получать дополнительный доход или крупные премии.
В общем, все теперь под стеклянным колпаком властей.
Их цель ясна: по максимуму убрать из обращения наличку, а всё, что происходит онлайн, отслеживать, чтобы выводить «левые» доходы из тени. Тогда бюджет пополнится миллионами, если не миллиардами рублей, которые придут в качестве законных налогов на прибыль.
Россиян, конечно, уверяли, что нововведения никак не отразятся на их обычной жизни. Якобы блокировка счетов или отказ по операции станут возможны лишь в том случае, если регуляторы получат обоснование своим подозрениям в «отмывке» преступных доходов или финансировании террористических организаций.
Однако прошло всего лишь 1,5 месяца с момента вступления поправок в силу, а жалобы от граждан уже посыпались.
Банки напропалую блокируют средства, требуя ответа на вопрос «откуда деньги, Зин?!».
То есть, человек продает квартиру за 5 миллионов рублей, покупатель переводит всю сумму ему на счет, а дальше продавец не может ее снять. Потому что банк требует объяснить, откуда появилась изначальная сумма на покупку недвижимости.
Столь жесткие меры правительства могут привести не только к «обелению» рынка оборота налички.
Возможно, эффект окажется совсем иным: многие покупатели предпочтут уйти на «черный» рынок недвижимости. Они будут готовы рискнуть, но зато, как им кажется, гарантированно получить свою прибыль без лишних придирок и вопросов. Ведь «живые» деньги – это синица в руках, а не эфемерный журавль в небе.
Ну а дальше всё предсказуемо: буйным цветом расцветут мошенничество и преступность. И в зоне наибольшего риска, как всегда, окажутся обычные люди, которые просто хотят получить деньги за свою недвижимость.