Найти в Дзене
SKETCHBOOK.STORE

История зарождения портрета

Оглавление

В конце XVIII века в российской истории живописи появляется «европейский» вариант портретного жанра. Именно в это время у мастеров закрадывается желание с помощью кисти передать внутреннюю индивидуальность человека. Первое подобие портретов появилось на Руси еще в XVI веке, это были иконы. Со временем иконы обретали более реалистичные черты, и в живописи начинает появляться светское направление.

В XVII веке становятся известно о парсунах – изображение правителей в виде икон. Изначально парсуна писалась по церковным канонам, внимание заострялось на детализации лица. Однако сходство изображения с реальным человеком было минимальным.

Позже на парсунах начали изображать царей по пояс или в полный рост, делают акцент на одежде и композиции. После того, как Петр 1 «прорубил окно в Европу» в России начались большие культурные перемены. У художников появляется понимание игры света и тени, портреты обретают объем. Завершился процесс отделения церковного искусства от светского.

Портрет канцлера Головкина
Портрет канцлера Головкина

Русский портрет начал делится на направления:

Отечественная школа. Представителями являются И. Никитин, А. Матвеев, Ф. Рокотов, Д. Левицкий и др.

Автор И. Никитин
Автор И. Никитин

Россика – живопись иностранных мастеров на территории России: Л. Токке, Л. Каравакк, И.-Г. Таннауэр и др.

Автор Л. Токке
Автор Л. Токке

Мастера тех времен активно заимствовали традиции западных стран, учились принципам живописи и техникам, формировали свой стиль и взгляды. Развитие портретного жанра не отставало от таких крупных стилей, как рококо, барокко, классицизм и сентиментализм.

В 50-х и 60-х годах XVIII века основное направление диктовали портреты Елизаветы Петровны. Многие заказчики хотели схожий портрет с императрицей. К концу XVIII века портреты становятся доступны средним слоям общества (дворяне и помещики), т.к. ранее написание портрета могла себе позволить только царская семья или приближенные к ней личности.

Важно! Для провинциальных городов парсуны были актуальны в течение всего XVIII века.

Виды портретов XVIII века

В середине XVIII века популярными видами портрета были камерный и полупарадный. А во второй половине XVIII века распространяются следующие виды:

1. Парадный. Художник уделяет внимание богатству интерьера, быта, одежды. Особенность: изображение человека в полный рост.

-5

2. Полупарадный. Человек изображается по пояс или по линии колен.

-6

3. Камерный. Изображение по грудь/плечи, максимум по пояс, обычно на нейтральном фоне.

-7

4. Интимный. Игнорирование художником фона, особенное внимание внутреннему миру человека.

-8

Отличительные черты русского портрета

С зарождением новых видов портретного жанра художники научились:

1. Выстраивать картинную плоскость

2. Соблюдать анатомические особенности человеческого тела

3. Искусству перспективы

4. Технике работы с масляными красками

Автор В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»
Автор В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»

Русские художники не только перенимали традиции с Запада, но и создавали собственные композиционные схемы и особенности:

1. На портретах уделяется особое внимание деталям: одежда, аксессуары, драгоценности.

2. Цвета выбирались более яркие и насыщенные.

3. В русском портретном жанре нет семейных и групповых портретов.

Еще больше статей на сайте: sketchbook.store