1-ое февраля 2021 года стало ещё одной важной датой в процессе перехода на систему прослеживания и маркировки товаров.
Это срок, не позднее которого бизнес маркировал остатки по легпрому на своих складах.
Как предполагалось осуществить процесс маркировки остатков товаров легкой промышленности?
1.Провести идентификацию в соответствии с товарной номенклатурой для определения необходимости маркировки. Это требование распространяется на товары, перечень которых закреплен в Постановлении Правительства №1956 по кодам ТН ВЭД.
420310000 – одежда из кожи и кожзама, в том числе рабочая одежда
6201 – верхняя мужская одежда (включая лыжные костюмы);
6202 – женская верхняя одежда (куртки, плащи, пальто и др.);
6106 – женские блузки;
6302 – текстиль: белье для кухни, ванны, спальни и столовой.
Чтобы понять, что маркируется, а что нет, нужно сверить свой ассортимент с кодами товарной номенклатуры. Эти коды указаны в сертификатах соответствия на товар или в таможенной декларации.
2. Пройти регистрацию в системе «Честный знак»:
● подача заявки;
● получение усиленной квалифицированной электронной подписи;
● регистрация в личном кабинете.
3. Осуществить регистрацию товарных остатков в личном кабинете в ручном режиме или через выгрузку файлов.
4. Заказать коды маркировки.
5. Выполнить печать кодов и нанести их на продукцию.
6. Ввести марки в оборот. Выполняется это действие через личный кабинет в системе «Честный знак» в ручном режиме или через загрузку файлов. Обязательно проверить статус - «в обороте».
Помимо выполнения этапов регистрации в системе прослеживания «Честный знак», предполагается наличие у предпринимателей специальных устройств. Рассмотрим самый простой вариант.
1.Сканер для маркировки – двумерный сканер штрихкодов, основной инструмент для работы с маркировкой, в т.ч. с остатками.
2.Принтер этикеток. Производителям легпрома он необходим, а вот для остальных нужен, как правило, разово – во время маркировки остатков.
3.Терминалы сбора данных - они потребуются только для складских операций.
4.Кассовое оборудование с модулем маркировки, которое должно обеспечить вывод марок из оборота и печать чека с корректной информацией.
И, казалось бы, ничего сложного, но так ли было на самом деле?
Какими же оказались реалии маркировки на 01.02.2021?
1.Многие предприниматели начали работу в системе «Честный знак», когда сроки практически поджимали. В результате большого числа обращений система не справлялась с объёмом работы. Наблюдались частые сбои, что значительно усложнило регистрацию остатков и ввод марок в оборот. 80% предпринимателей, обратившихся на том момент в «Честный знак», работают с одеждой.
Повышенный спрос можно также объяснить и тем, что марки брали про запас. Т.е. многие заказали их больше, чем товара: кто-то перестраховывался и действовал по незнанию и принципу «лучше пусть будет, чем нет», кто-то осознанно маркировали тот товар, который не подлежит этому требованию, чтобы использовать марки потом. Насколько такие действия оправданы, покажут, как бы банально не звучало, время и результаты проверок.
Предприниматели, работающие с товарами легпрома, побили рекорды по маркировке – их число превысило табачников почти на 4%.
2. Еще одна острая проблема - отсутствие понимания своей товарной номенклатуры, в связи с чем очень много вопросов на тему, что подлежит маркировке, а что нет.
В появившемся хаосе выделилось две основные группы предпринимателей.
1.Как правило, крупный бизнес, в котором наблюдается соблюдение документооборота, приемки и учета товаров. Они перешли проще. Конечно, вопросы были, но был ресурс и более готовое состояние бизнеса.
2.Мелкие предприниматели, особенно участники «серых схем», у которых чаще всего отсутствуют корректные данные и документы по товарообороту, нет налаженной системы внутреннего учета. Результат - сбой привычной системы. Но ведь и цель маркировки - разорвать именно эту цепочку бизнеса.
3. Ещё одна явная проблема - не все подготовились заранее, понадеявшись на всеми любимый «русский авось». В итоге нет понимания самого регламента, нет времени разбираться и действовать в нужном формате. Поэтому «на лицо» полная неготовность к процессу: от отсутствия регистрации в системе «Честный знак» до неподготовленных технических устройств (печать этикеток, модули на кассах). Казалось бы, и сами виноваты. Но всё было бы проще при наличии чётко сегментированной информации по объёмам бизнеса, малому предпринимательству особенно трудно разобраться и выделить самую соль.
4. Наличие печального опыта работы с маркировкой обуви. Мелкий бизнес не может войти в товарооборот. Существуют проблемы с системой электронного документооборота (ЭДО). Там, где закупались раньше, а в основном это рынки, система ЭДО не поддерживается. Отсутствует возможность передачи УПД электронным путем, что необходимо для отображения товара у покупателя в системе «Честный знак». Если искать других поставщиков, но с ЭДО, то очень сильно меняется цена закупа в сторону увеличения. Нет желаемой поддержки мелким предпринимателям, так как по сей день на рынках достаточно обуви, реализация которой осуществляется без передачи необходимых документов по ЭДО.
Со стороны предпринимателей нет доверия к тому, что информация, нанесенная на маркировку на коробке, будет соответствовать УПД. В результате необходим дополнительный контроль – это сканирование марки в момент приемки товара, что усложняет и удорожает процедуру закупа.
Вопросов много, они возникают на самых мелких стадиях процесса маркировки, у кого-то информация сложилось в более целостную картину, у кого-то - совсем отрывочная и мозаичная.
Что поможет разрешить ситуацию, и как работать с последствиями?
Основное - продлить сроки маркировки остатков. Существует законопроект с предполагаемой датой пролонгации до 01.04.2021, но он пока не принят.
Есть готовое решение для мелких предпринимателей, которые закупают продукцию на рынке – это работа с импортерами. При ввозе товара марки вводятся в оборот в момент процедуры декларирования и до момента реализации могут быть на упаковке в неизменном виде. Поэтому для сопровождения сделок по закупу импортного товара на рынке документами, соответствующим требованиям ЭДО, мелким предпринимателям следует обратиться к импортерам.
Для импортера оптимальным условием работы является передача марок, в тех случаях, когда это необходимо, своему иностранному поставщику, чтобы на таможню товар прибывал с маркировкой. Это упростит и ускорит процесс декларирования. Чтобы обеспечить выполнение условия нанесения марки на упаковку товара поставщиком, нужно включить необходимые пункты в контракт.
Конечно, это не решит всех проблем, особенно тех, которые являются результатом отрицания процесса и желанием работать по тем же схемам и на тех же началах не организованного бизнеса. Крупных предпринимателей это коснулось в меньшей степени.
Так какой же вывод, мелкому бизнесу – «нет?»
Малый бизнес пострадал сильнее всех, так как именно они находятся чаще всего в «сером» обороте товаров, пытаясь таким образом, увеличить доходность и снизить налоговую нагрузку.
Ответ по дальнейшей работе - обелять свои потоки, перестраиваться на новые форматы заблаговременно, так получите время для осознания и маневра. Если нет возможности вникать самостоятельно, всегда можно прибегнуть к помощи экспертов.
И хотелось бы, чтобы в нашей стране всё чаще появлялась следующая практика. Создавая любые законы и принимая их, прежде лучше запускать пилотные проекты, формировать рабочие группы из предпринимателей, собирать от них обратную связь. Именно такие предприниматели смогут в дальнейшем помогать в массовом внедрении и популяризации необходимых изменений. Так получится корректировать процесс в нужном направлении, делать его максимально понятным и удобным. В законотворчестве всегда не хватает практического опыта и взгляда бизнеса, особенно самых мелких его представителей. Поэтому многим приходится действовать методом проб и ошибок.
Но если есть желание развиваться, то нужно обязательно вникнуть в процесс и постараться его реализовать. Есть пути решения вопроса доступные каждому, нужно вникнуть и начать действовать правильно.
Советы бизнесу:
● Ищите поддержки в объединениях предпринимателей.
Настал период, когда нужно уходить от схем, наводить порядок в отчетности, соблюдать требования. Лучше влиться в систему и научиться максимизировать прибыль в новых условиях, чем оказаться выкинутыми из оборота.
ООО “АТЛАС” - Комплексное решение для вашего бизнеса от получения кода маркировки до выбытия товара со склада или торговой точки в рознице. Действуйте быстро, понятно и безошибочно.
1. Трехуровневая интеграция программного обеспечения с системой 1С:
· выгрузка информации для генерации кодов маркировки;
· наполнение первичных документов контрольно-идентификационными знаками;
· полный учет и достоверная отчетность товара, подлежащего требованиям маркировки;
2. Автоматизации процесса учета и сортировки товара, обеспечивающей оптимальные логистические решения:
· агрегация товара в транспортную упаковку с сохранением информации для осуществления процедуры маркировки;
· возможность сборки коробов в мобильном приложении;
3.Синхронизации оборудования по учету маркированного товара с системой 1С:
· Терминал сбора данных на складе – приемка, выбытие товара, контроль остатков.
· Контрольно-кассовое оборудование – корректная документация, сопровождающая выбытие товара с содержанием необходимой информации для последующей передачи в контролирующие органы.