Найти тему

Портреты русской жизни середины 19 века в работах художника Леонида Соломаткина. Босяк о мире вокруг.

Славильщики-городовые. 1867. одна из самых популярных картин художника, копии которой ему многократно заказывали.
Славильщики-городовые. 1867. одна из самых популярных картин художника, копии которой ему многократно заказывали.

Портрет самого художника, к сожалению, не сохранился. Зато благодаря его творчеству мы сегодня можем окунуться в реальную жизнь простых русских людей середины 19 века.

Леонид Иванович Соломаткин (1837 - 1883 гг.) знал эту жизнь не по теориям, и не как экзотику. это была та жизнь, которая окружала его с детства. Он, в некотором роде, как акын - что видел, о том и пел.

Жизнь его была тяжелой. И полной загадок. Достоверно известен лишь год рождения художника - 1837. Но ни месяца ни даты никто никогда не знал. Место рождения (Курская губерния), тоже определено приблизительно - по происхождению фамилии, часто встречающейся именно в тех местах и относящейся к местному говору.

Родители его умерли очень рано. Ребенок - сирота, казалось бы был обречен - но он выжил, с ранних лет по полной программе хлебнув тяжелой сиротской доли.

Маленький мальчик, чтобы прокормиться, с младых ногтей был вынужден работать. Для нас сейчас представить ребенка дошкольного возраста, вынужденного работать, чтобы жить - практически невозможно. Дети представляются нам некими несмышленышами, совершенно не способными к самостоятельному выживанию. Но мы сильно недооцениваем маленького человека. В иные времена, да и сегодня в иных местах, ребенок лет 5 вполне способен на осмысленные поступки, и по умению выжить в неблагоприятных условиях даст фору и многим взрослым...

Леонид начинал подпаском. Потом был погонщиком скота. А в 13 лет, уже как опытного и проверенного работника его взяли в чумаки.

Чумаки были таким особым дружным сословием на югах, которые занимались торговлей, перевозом грузов на большие расстояния, и отличались большой групповой сплоченностью - ибо идти караванами с грузом во все времена было занятием довольно опасным.

Там, где не было железных дорого, все грузы перевозились чумаками, на огромных повозках, в которые впрягали волов. они посещали ярмарки - на одних скупали товар, на других - продавали. И вся их жизнь была в дороге и полна приключений.

В этой среде и прижился будущий художник. Ярмарки, базары, кабаки и ямщики - вот был мир, который он видел и хорошо знал.

Масленица
Масленица

Уже в юности, кочуя по дорогам с обозом, он начал делать первые рисунки о жизни вокруг. Немного повзрослев он узнал, что с далекой Москве существует училище живописи и ваяния, в которое талантливый человек может поступить независимо от своего происхождения. И вот, в 1855 году, он пешком отправился в Москву, и неведомыми нам сейчас путями добился своего зачисления в это училище, став его слушателем на ближайшие 5 лет. Затем, в 1861 году, он едет в Петербург, и там, до 1866 года, становится вольным слушателем Императорской Академии художеств.

Каким его запомнили современники, и на что он жил в столицах?

Леонид был широкоплечим здоровяком, добрым, непосредственным, очень бесхитростным и откровенным с людьми. Он брался за любую работу, чтобы иметь возможность учиться и жить в чужих городах. Он быстро обзавелся товарищами на новом месте. И, талантливому парню с юга, помогали старшие товарищи по искусству. Директор того самого московского училища пустил его жить к себе. А Василий Перов, с которым они были почти ровесниками, и к которому Леонид относился с большим почтением, убедил его переехать в Петербург. Соломаткин позже вспоминал, что Перов оказывал на него огромное влияние, и само искусство он начал понимать, только увидев его работы. В Петербурге Леонид много ходил по местным музеям и много картин копировал там. особенно ему нравились голландские мастера.

Работы Соломаткина очень отличались от работ других художников. И манерой письма - немного гротескной, и сюжетами, с которыми большая часть образованной публики была не знакома, но они были безусловно жизненными и поэтому интересными. Он быстро стал известным и даже популярным. Ему заказывали копии его же картин, которые, для скорости, он писал небольшого размера.

Игра в карты
Игра в карты

Всего он создал более 200 произведений, но до наших дней дошло всего около 50.

Он продолжал писать те сюжеты, которые были ему близки, были частью его жизни, а жизнь эта, увы, протекала среди городского дна. Его называли легендарным босяком. И, по сути, он никогда так и не смог социализироваться в чуждой среде и стать кем - то еще. Соломаткин всегда нуждался в деньгах, и никогда не имел постоянной крыши над головой.

Он и умер так - по одним рассказам - нищим, замерзнув насмерть холодной осенью в трущобах на окраине Петербурга. По другим - в больнице для бедных - но в том же нищем состоянии.

А нам остались его работы - картины жизни простой России - то единственное, что видел и знал художник в своей жизни, и то, чего совершенно не представляем сейчас мы...

Не знаю пока вашей реакции, дорогие читатели, а мне картины эти как то сразу бросились в глаза. Совершенно к иной теме искала материал в сети, случайно наткнулась - и не смогла мимо пройти и с вами не поделиться. Жизнь с легким юмором и без прикрас - чем то напоминает рассказы Гоголя. Вот мои впечатления о работ Соломаткина. Но нет в ней никакого трагизма, никакого надрыва - обыденность. Люди живут, и украшают свою неказистую жизнь в своем неказистом мире, простыми, неказистыми, но доступными удовольствиями. Во многом ведь это и о нас с вами.