Найти в Дзене
Coracero

3-й механизированный корпус Северо-Западного фронта. Июнь 1941-го и наши заблуждения.

Оглавление

Для начала нужно отметить, что, хотя из трёх Особых военных округов Прибалтийский и имеет наименьшее количество исправных танков (1.274 танка) и всего два механизированных корпуса, сами эти корпуса укомплектованы гораздо лучше, чем любой корпус соседнего Западного Особого военного округа (2.192 танка в шести мехкорпусах).

  • Мехкорпуса Западного Особого в Белостокском выступе. Июнь 1941-го года.

По планам прикрытия мобилизации и развёртывания, механизированными корпусами предполагалось наносить контрудары по прорвавшемуся противнику, применять их предполагалось как целые соединения под контролем командующего фронтом. Но уже на этапе планирования возникали расхождения с задекларированными установками. 202-я моторизованная дивизия 12-го МК, например, должна была служить временной заменой на границе для 48-й стрелковой дивизии, которая размещалась в глубине округа, а 84-я МД, одним из своих мотострелковых полков, усиленным танками, заменить, до выхода на позиции, 126-ю СД. В конечном итоге, ни моторизованных, ни стрелковых дивизий (в полном составе) на своих участках прикрытия 22-го июня не оказалось.

3-й механизированный корпус ПрибОВО, в составе 2-й и 5-й танковых и 84-й моторизованной дивизии, и мотоциклетного полка, был сформирован летом 1940-го года в "первой волне" мехкорпусов. Поскольку его дивизии и мотополк формировались из одной легко-танковой бригады, одной кавалерийской дивизии, одной стрелковой дивизии, а также из различных подразделений нескольких стрелковых дивизий и взятых отдельно батальонов тяжело-танковой бригады*, то и с личным составом, и с техникой, из-за такого разнобоя, были проблемы (плюс, возникла "текучка" среднего командного состава).

  • например, пехота 84-й стрелковой дивизии пошла на формирование не только 84-й моторизованной, но и мотострелкового полка 5-й танковой дивизии, которой "достался" и один из двух её артполков, а танковый полк самой 84-й МД набран "с миру по нитке" из танковых батальонов нескольких стрелковых дивизий
  • 2-я ТД имела похожий "сводный" состав, только 5-й ТД "досталась" легко-танковая бригада целиком

На что накладывались сложности с размещением личного состава и организацией обучения. Корпус не имел достаточно казарм и помещений для размещения и ведения учебной работы с личным составом и вынужден был пользоваться полигонами и стрельбищами соседних соединений.

Первым командующим 3-го МК, до декабря 1940-го года, когда он ушёл на повышение (его сменил генерал-майор А.В.Куркин), был генерал-лейтенант Ерёменко. По мнению историка Е.Дрига, Ерёменко, несмотря на все технические трудности и "текучку" кадров, сумел организовать в 3-ем МК эффективную боевую учёбу, что было отмечено и на проходивших в декабре 1940-го года совещаниях высшего командного состава Красной Армии.

Перед войной сменились и командиры танковых дивизий. 2-ю ТД принял генерал-майор Солянкин; 5-ю ТД, прошедший Курсы усовершенствования для высшего командного состава, полковник Ф.Ф.Фёдоров.

  • 84-я МД - генерал-майор П.И.Фоменко, с июля 1940-го года

Весной 1941-го года ни одна из дивизий 3-го МК не была изъята для формирования новых механизированных корпусов, так что, при всех сложностях и смене командиров дивизий, корпус сохранил обученный за 1940-й год личный состав и продолжал боевую подготовку.

Согласно работе Института Военной истории "1941-й год. Уроки и выводы." в составе 3-го МК было 31.975 человек (87% от штата), на вооружении находились 672 танка (65% от штата), из которых 110 - новых типов.

В сборнике "Пишу исключительно по памяти", составленном по материалам опросов послевоенной комиссии Покровского, начальник автобронетанкового управления ПрибОВО генерал-майор П.П.Полубояров приводит сведения об укомплектованности 3-го механизированного корпуса материальной частью и личным составом.

  • таблица по 5-й ТД:

Эту статистику можно назвать типичной для танковых соединений 1940-го года формирования*.

В 5-й ТД не хватает грузовых автомобилей "тяжелее полуторки", спецмашин нет, мотоциклов нет. В артполку 2-й танковой дивизии нет мехтяги.

По личному составу, в дивизиях корпуса, серьёзный дефицит младших командиров, до 30-40% от штата. При этом, в 1941-м в корпус приходят солдаты нового призыва.

Можно предположить, что генерал-майор ошибался в деталях и преувеличивал некоторые проблемы, но основные тенденции, насколько можно об этом судить, указаны верно. Отдельно, нужно отметить, что при негативной оценке генерала Полубоярова по боеспособности корпуса:

В корпусе был большой некомплект /до 30 %/ мл. начальствующего состава, и отделениями командовали недостаточно подготовленные в военном деле рядовые. Автотранспортом корпус был укомплектован на 75–80 %. Особенно много недоставало автоцистерн, тракторов и артиллерийских тягачей. В силу всего этого корпус к началу Великой Отечественной войны имел низкую боевую готовность.
из ответа генерал-майора Полубоярова на запрос комиссии Покровского
Сборник "Пишу исключительно по памяти" С.Л.Чекунова

3-й МК в июне 1941-го, объективно, один из лучших в составе РККА и его возможности сравнимы с 4-м и 8-м мехкорпусами Киевского Особого - "звёздами" сражения в районе Луцк-Броды-Ровно.

После приказа командующего ПрибОВО от 18-го июня 1941-го о подъёме войск по боевой тревоге (без прямого её объявления) с 18-го по 21-е июня 3-й МК выводил свои части из мест постоянной дислокации. Штаб корпуса был поднят по тревоге ещё 16-го числа.

яндекс-карты. Маркером обведена, примерно, госграница СССР в зоне ответственности 11-й Армии. Положение 3-го МК к 21-му июня.
яндекс-карты. Маркером обведена, примерно, госграница СССР в зоне ответственности 11-й Армии. Положение 3-го МК к 21-му июня.

Соединения корпуса оказались размещены на большом удалении и друг от друга, и от своего командования. Штаб корпуса размещался в н.п. Кедайняй (см карту, северо-западнее положения 2-й ТД) и от его расположения до позиций 5-й ТД было почти 100 км, часть 84-й МД находилась в Вильнюсе, неся службу в гарнизоне города.

В период с 21-го июня и до непосредственного начала войны корпус не собирался на одном направлении уже из-за опасения командования округа, что корпус будет на марше, когда начнутся боевые действия.

Боевые действия.

Вышеописанное положение соединений 3-го МК, с началом войны, приводит к тому, что управление дивизиями со стороны командования корпуса, что требует, например, знания местной обстановки, сильно осложняется. К середине дня 22-го июня, только 2-я ТД и мотоциклетный полк останутся в распоряжении командования корпуса.

5-я танковая дивизия первой выводится из подчинения своего корпуса. Приказ об этом выходит утром 22-го июня, но в воспоминаниях начальника штаба 11-й Армии указано, что передача произошла по устному (по телефону) приказу командующего округом, то есть, ещё раньше, возможно, даже до начала боевых действий.

Проблема оказалась в том, что налаженной прямой связи с самой дивизией у 11-й Армии не было, а дивизия, выполняя первые полученные приказы, пришла в движение, и связь с ней и с командованием округа по радио часто прерывалась.

Задача 5-й ТД, как и всех других механизированных соединений ПрибОВО (СЗФ), диктовалась провалом обороны стрелковых дивизий в приграничной полосе. Занимая "сверхуставной" широкий фронт (в 40 и более километров) приграничные СД либо не могли остановить противника, либо их попросту обходили. В результате, 5-я ТД должна была остановить противника двигающегося на стыке двух фронтов в район города Алитус - 39-й (XXXIX) моторизованный корпус Вермахта:

И одну из дивизий 57-го (LVII) моторизованного корпуса. Помимо 5-й ТД, в этом районе находилась только одна советская дивизия - 128-я СД, которая, попав под удар почти всей 3-й ТГ Вермахта, к утру 22-го июня, когда 5-я ТД получила первые приказы, уже была разбита и её подразделения либо отходили на восток, либо продолжали сражаться в окружении. Связь штаба 11-й Армии со 128-й СД и отдельными батальонами 126-й СД (выведенными в приграничную полосу для работ над укреплениями и усиления охраны границ) была потеряна:

Бой в районе Алитуса, на сегодняшний день "широко известен в узких кругах", как пример прямого столкновения советской танковой дивизии с двумя, первоначально только с двумя, немецкими.

Бои в самом городе шли днём 22-го июня, начавшись западнее города, на подступах к нему, танкисты 5-й ТД пытались организовать оборону на позициях перед мостами через реку Неман, но не успели переправить значительные силы на западный берег. К западу от р.Неман действовали один мотострелковый батальон и приданная ему полковая артиллерия, зенитно-артиллерийский дивизион (85-мм пушки) и отдельные подразделения одного из танковых полков.

фото - "Т-34. Боевое применение." Уланов, Шеин. Фото, вероятно, значительно более позднее, но очень наглядное - частный успех и его цена.
фото - "Т-34. Боевое применение." Уланов, Шеин. Фото, вероятно, значительно более позднее, но очень наглядное - частный успех и его цена.

После потери мостов, взорвать их не успели, 5-я ТД пыталась остановить противника, уже на восточном берегу, где применялось, в том числе, и окапывание танков*.

  • это одно из самых частых пожеланий в адрес советских танкистов в июне 1941-го

Помимо танковых дивизий противника, на аэродром в районе Ораны (город в 35 км к югу от Алитуса, но аэродром, вероятно, был ближе) в ночь 22-23-го июня высадился десант (посадочный, не парашютный) и на его уничтожение дивизии также пришлось выделять силы.

5-ю ТД противнику окружить не удалось. Дивизия начала отход утром 23-го июня, боевые действия, при этом, не прекращались. Мотострелки и танки успешно уничтожившие десант в районе Ораны двигались отдельно, помимо них, под давлением противника, от дивизии отделялись небольшие группы, некоторые из которых, в итоге, оказались и на территории Западного Особого военного округа (в полосе Западного фронта).

В районе Алитуса дивизия потеряла не менее половины танков, включая 27 из 50 новых Т-34.

Основные силы дивизии 23-24-го июня отходили в район Вильнюса, где участвовали в боях и за этот город, с теперь уже предсказуемым результатом, а после окружения Вильнюса дивизия отступает на юго-восток в район Ошмяны:

яндекс-карты. Зелёным маркером, примерно, показана граница между округами.
яндекс-карты. Зелёным маркером, примерно, показана граница между округами.

Остатки 5-й ТД далее действуют уже в подчинении Западного фронта, наименование дивизии сохраняется до 18-го июля. На момент расформирования в её составе оставалось 2,5 тысячи человек, с учётом пополнений полученных в составе Западного фронта.

фото - "ОБОРОНА ПРИБАЛТИКИ. 22 июня - 9 июля 1941 года" И.Мощанский
фото - "ОБОРОНА ПРИБАЛТИКИ. 22 июня - 9 июля 1941 года" И.Мощанский

84-я моторизованная дивизия была выведена из подчинения штаба 3-го МК к середине дня 22-го июня и подчинена 11-й Армии. Дивизия была направлена занять оборону в районе Каунаса.

яндекс-карты.
яндекс-карты.

В районе Ионавы, точнее, на подходах к нему, по-видимому, находились пехотные дивизии 2-го армейского корпуса Вермахта, наступая на позиции 33-й СД, при этом, с севера от города продвигались танковые и моторизованные дивизии Вермахта.

По-видимому, 84-я МД 23-24-го июня направила в район Ионава мотострелковый полк, опасаясь обхода своих позиций и попыталась, безуспешно, нанести удар во фланг наступающему противнику, 25-26-го июня в районе Ионавы 84-я моторизованная дивизия поддерживала атаки 33-й СД танками и атаковала самостоятельно.

В оборонительных боях и в ходе попыток атаковать в районе Ионавы дивизия понесла большие потери и далее отступала вместе с соединениями 16-го стрелкового корпуса.

Подразделения 84-й МД находившиеся в гарнизоне Вильнюса участвовали в его обороне и с дивизией не соединились.

2-я танковая дивизия во второй половине дня 22-го июня оставалась единственным соединением в составе 3-го МК, единственными корпусными частями, при этом, были мотоциклетный полк и штаб корпуса.

При организации массированного, точнее, "массированного" удара по Тильзитской группировке противника

сайт "Память народа". Журнал боевых действий Северо-Западного фронта. 23-е июня 1941-го года. Примечание: журнал, по-видимому, составлялся позднее.
сайт "Память народа". Журнал боевых действий Северо-Западного фронта. 23-е июня 1941-го года. Примечание: журнал, по-видимому, составлялся позднее.

2-я ТД была единственным подвижным соединением наступавшим, по этому плану, с южного, относительно "тильзитской группировки", направления. Это решение отнимало 2-ю танковую дивизию от и без того недостаточных, для противостояния 3-й ТГ и армейским корпусам Вермахта, сил в районе прикрытия №3, а теперь уже просто полосе обороны 11-й Армии.

Изначально, район Расейняй (Россиены) был исходным для организации наступления во фланг противнику.

яндекс-карты. Важные топонимы на пути 2-й ТД отмечены зелёным. Районы прикрытия отмечены: №2 - жёлтым, №3 - красным
яндекс-карты. Важные топонимы на пути 2-й ТД отмечены зелёным. Районы прикрытия отмечены: №2 - жёлтым, №3 - красным

Проблема в том, что ещё 23-го июня, когда 2-я ТД ещё была в пути, противник, силами 6-й танковой дивизии XXXXI (41-го) армейского моторизованного корпуса переправился через реку Дубиса:

яндекс-карты
яндекс-карты

И создал плацдармы на её восточном берегу. В ночь с 23-го на 24-е июня и в боях утром 24-го июня 2-я ТД атаковала и разбила войска на этих плацдармах.

Pz.35(t). фото - Чемберлен, Дойл "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий..."
Pz.35(t). фото - Чемберлен, Дойл "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий..."

В противостоянии советской 2-й ТД и немецкой 6-й ТД часто делают упор на танки, которыми были вооружены эти дивизии, поскольку 6-я ТД была единственной, в июне 1941-го года, танковой дивизией Вермахта вооружённой танками Pz.35(t)*, которых у неё было 155, плюс 30 средних Pz.IV, 47 лёгких Pz.II и 13 командирских, а 2-я ТД РККА имела на вооружении 59 тяжёлых КВ/КВ-2, 27 средних танков Т-28, лёгких - 116 БТ и 31 Т-26 или огнемётных на его базе.

КВ-2. фото - интернет. Здесь должна была быть фотография из книги М.Коломийца "Тяжёлый танк КВ-2", но "что-то пошло не так".
КВ-2. фото - интернет. Здесь должна была быть фотография из книги М.Коломийца "Тяжёлый танк КВ-2", но "что-то пошло не так".

Однако, никакого чуда на берегах реки Дубиса не случилось. В тех столкновениях, что зависели от матчасти танковых батальонов, "выиграли" КВ, но в бой вступала и артиллерия, в том числе зенитчики с 88-мм пушками включенные в боевые группы дивизии, само же противостояние двух дивизий разрешилось не боем "стенка на стенку", а окружением советской 2-й ТД силами остальных дивизий 41-го моторизованного корпуса (269-й пехотной, 1-й танковой и 36-й моторизованной) и 290-й ПД из состава LVI (56-го) армейского моторизованного корпуса. 25-го июня советская дивизия уже развернулась и пыталась пробиться из окружения, оставляя для прикрытия от 6-й ТД только танки оставшиеся без топлива или неисправные. 26-го июня 6-я ТД перешла в наступление и завершила разгром*.

Итоги.

Имея на 22-е июня в Прибалтике одиннадцать армейских моторизованных и пехотных корпусов против 13-ти дивизий (считая дивизии 12-го и 3-го мехкорпусов СЗФ)

командование Вермахта могло позволить себе обращать против отдельных дивизий совершенно несоразмерные силы и, ни медленно подходящие из глубины округа стрелковые дивизии, ни отдельные стрелковые батальоны этих дивизий выдвинутые к границе заранее, принципиально, положения дел не меняли.

В более ранних статьях о ПрибОВО, на этом канале, упоминалось, что дробление мехкорпусов на отдельные дивизии было ошибкой и этот авторский вывод подтверждался выводами самого командования Северо-Западного фронта. Сейчас, можно и нужно уточнить, что эта ошибка была допущена в рамках предвоенного планирования. Поскольку уже планы прикрытия оставляли между 84-й моторизованной, 5-й танковой 3-го мехкорпуса и линией государственной границы, на важном участке напротив Сувалкского выступа, на стыке с Западным Особым военным округом, всего одну стрелковую дивизию*.

  • и три батальона ещё одной и, возможно, вооружённые сапёрные подразделения (роты или батальоны) занимавшиеся строительством укреплений, у нас ведь любят считать Красную Армию "по максимуму"

А такое их положение вынуждало использовать эти две дивизии 3-го мехкорпуса в интересах обороны 11-й Армии.

По 84-й моторизованной, отдельно, нужно заметить, что не все эпизоды боевых действий с ней известны. Историк Е.Дриг пишет, что 84-я МД атаковала с 24-го июня в районе Ионавы полным составом, но в ЖБД 33-й стрелковой дивизии, действовавшей в том же районе, но к северу от города, и в ЖБД 16-го СК упоминаний о 84-й МД нет, в ЖБД фронта её положение указано гораздо южнее, в районе Жежмаряй (между Каунасом и Электренай на яндекс-картах выше). По воспоминаниям начальника штаба 11-й Армии генерал-майора Шлемина (в опросе комиссии Покровского) 84-я МД включена в состав армии, не имея связи с командиром своего корпуса и, по-видимому, не установив связи с округом, из-за чего её действия известны лишь фрагментарно.

Каких-то явных ошибок, даже с учётом послезнания, командиры дивизий 3-го МК и сам комкор не совершали, но, увы, это произошло не только из-за их личных качеств, но и потому что их действия полностью определялись обстановкой.