В предыдущей статье речь шла о количестве и техническом состоянии танков Красной Армии.
В этой статье речь пойдет о танковых войсках. Хотя, как правило, люди не разделяют танки и танковые войск, но это два разных понятия.
В Красной Армии довольно долго танки выступали только средством поддержки стрелковых войск или кавалерии, но с 1940-1941-го года, с созданием механизированных корпусов, ситуация изменилась. Теперь, танковые войска хотя и не получили еще полной самостоятельности, но их соединения стали полноценными. Танковые и моторизованные дивизии получили свою пехоту и артиллерию, механизированные корпуса могли самостоятельно вести разведку.
Несмотря на горячие споры о том, какими должны были быть пропорции между танками, пехотой и артиллерией, механизированные корпуса стали шагом вперед по отношению к прежней организации танковых войск. Но этот шаг дорого стоил, в том числе, в самом прямом смысле этого слова, только личного состава мехкорпусов, по штатам, теперь стало в 5 раз больше, чем было, по штатам, во всех танковых войсках в 1939-м году.
- по мобилизационным документам на 1937-1939-й год общая численность танковых войск должна была составить 181 тысячу человек
- по планам на 1941-й год и ближайшую перспективу общая численность танковых войск должна была составить 1.065 тысяч человек, из них 930 тысяч в составе мехкорпусов
Соответственно, выросли потребности в автомобильном транспорте, а к артиллерии стали предъявляться требования по повышению скорости движения.
Оправдывая название рубрики «наши заблуждения», стоит сказать, что даже сотрудники Института Военной Истории - авторы работы «1941-й. Уроки и выводы» - пишут о том,что реформа танковых войск 1940-го года привела к тому, что распались уже подготовленные, сколоченные соединения. Однако они упускают из виду тот факт, что имевшиеся танковые бригады не расформировывались в "пустоту", а становились основой для создания новых танковых дивизий. Отсутствие слаженности в действиях танковых соединений наблюдалось там, где танкистам не удалось организовать взаимодействие со своими мотострелками и артиллерией (вести разведку своими силами, в том числе), то есть с теми частями, которые ранее в состав танковых войск вообще не входили. С такими заблуждениями, на самом высшем уровне, не удивительно, что среди широкой публики реформы в Красной Армии накануне войны часто оцениваются либо негативно, либо как неудавшиеся, а переход к бригадной организации танковых войск осенью-зимой 1941-го года как возврат к дореформенной организации войск.
В результате проводимых мероприятий сколоченные ранее и хорошо обученные танковые бригады и отдельные танковые батальоны расформировывались и растворялись в огромной массе новых формирований, которые могли стать боеспособными и боеготовыми лишь много времени спустя.
- это последний абзац раздела "автобронетанковые войска" во второй главе этой работы
Не идеализируя проведённые военные реформы, заметим, что "растворение" - это прямое следствие роста численности танковых войск, не только количества соединений, а, прежде всего, личного состава, за счёт включения в их состав артиллерии и мотострелков.
14-й механизированный корпус Западного Особого военного округа вступил в бой, имея две танковые дивизии созданные на основе танковых бригад, но почти без артиллерии и мотострелков, поддерживая своими танками остатки 28-го стрелкового корпуса, то есть, именно так как пришлось бы сражаться по старым штатам. И это не единственный такой пример. Фактически, в самых неудачных для Красной Армии эпизодах применения танков, им приходилось вступать в бой в состоянии близком к старым штатам танковых бригад.
Что дала реформа танковых войск Красной Армии?
Как применение мехкорпусов должно было выглядеть в теории, вы можете прочитать в статье по ссылке выше.
На практике, расклад сил в Приграничном сражении оказался таков, что, при огромном численном перевесе противника, приграничные стрелковые дивизии Красной Армии либо не могли сдержать противника, либо их попросту обходили. В результате, механизированные корпуса сосредоточенные в западных военных округах оказались вынуждены либо вернуться к роли непосредственной поддержки, там где не справлялись стрелковые дивизии, либо выступать в роли «пожарных команд» в руках командующих фронтами, реагируя на прорывы фронта противником.
Когда мы читаем о том как на маршах, еще до столкновения с противником, танковые дивизии теряли до половины своих танков, мы не держим в уме, что танки не должны были, вообще, применяться в отрыве от тылов своих армий, тем более, перед войной никто не предполагал, что танковые дивизии или целый механизированный корпус способны будут пройти непрерывным маршем полтысячи километров, а затем вступить в бой*.
- 8-й МК Киевского Особого военного округа (Юго-Западного фронта) именно это и проделал, даже добившись локальных успехов
Те мехкорпуса Красной Армии, что имели технику, людей и подготовку, пусть и на основе всего одного летнего сезона учений, показали, что могут действовать и как подвижные соединения, и как ударная сила.
Возможности = потребности.
Соответственно развитию танковых войск и Красной Армии, в целом, теперь требовалось уже почти полмиллиона грузовых и специальных автомобилей, причём наиболее значительным был дефицит грузовиков ЗИС и ЯГ (идут в одной графе как ЗИС), с грузоподъёмностью от трёх тонн и выше:
Аналогичной была ситуация и с тягачами и транспортными тракторами. Не хватало наиболее мощных машин - тягачей Ворошиловец, Коминтерн и трактора Сталинец С-2:
Советская промышленность, тем временем, сокращала выпуск запчастей для и без того дефицитных тягачей Коминтерн, высвобождая мощности под выпуск тягача Ворошиловец с двигателем В-2В - ещё сырым и ненадёжным, производство запчастей к которому было далеко от планового.
Дефицит техники за счёт народного хозяйства мог быть покрыт только формально, по общему количеству, так как исправных тяжёлых грузовых автомобилей и мощных тягачей в народном хозяйстве в достаточном количестве не было. Мастерских на автомобильном шасси, походно-зарядных станций, топливозаправщиков и масло-водозаправщиков в народном хозяйстве не было вовсе.
Согласно докладу начальника ГАБТУ Федоренко, на 15-е июня 1941-го года дефицит тяжёлых тягачей составлял 25.436 штук - при потребности в 28 тыс штук, тяжёлых тягачей имелось только 2.601 штука (9,3% от потребности).
Даже учитывая запланированное в несколько этапов укомплектование танковых войск техникой, её не хватало:
...Поэтому обеспеченность, например, механизированных корпусов заправщиками колебалась в пределах от 7% до 40%. По Западному Особому военному округу средняя укомплектованность танковых частей водомасло- и бензозаправщиками* составляла 15%
Князев: "Автомобили Красной Армии." спецвыпуск из серии "бронеколлекция".
- В цитате выше речь идёт о нехватке спецмашин на шасси ЗИС.
Некомплект по мирному времени на 15.06.41г.:
«Ворошиловец» СТ-2 и Коминтерн – 14.034
ЧТЗ-60, 65 и СТЗ-3-5 – +4997
Комсомолец – +2416
Всего: 6621
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ НА 01.06.41 Г.
Второй составляющей проблем укомплектования танковых войск Красной Армии были технические характеристики и состояние автомобилей и тягачей.
Автомобили и бронеавтомобили Красной Армии.
К началу 1941-го года автомобилестроение в СССР имело три базовых модели грузовиков, в порядке возрастания грузоподъёмности: ГАЗ, ЗИС и Я/ЯГ (производства ЯАЗ - Ярославский автомобильный завод). Ни один из этих грузовиков не был полноприводным. Разработка полноприводных и полугусеничных машин перед войной не ушла дальше опытных и малосерийных образцов.
Соответственно, не было и базы для современного и массового полноприводного или полугусеничного бронеавтомобиля, а "псевдокегрессы" получаемые наложением резиновой ленты на задние оси трёхосных бронеавтомобилей военных не устраивали ни по надёжности лент, ни по проходимости. Что вынуждало продолжать выпуск бронеавтомобилей, базовая конструкция которых не менялась с конца 1920-х годов. Хотя выросли и мощность двигателя, и общая надёжность конструкции, такие бронеавтомобили не могли в полной мере выполнять задачи дозора, разведки и поддержки мотострелков-разведчиков, что вынуждало частично перекладывать на танки и эти задачи.
- Специфической проблемой бронеавтомобилей стала нехватка гусматика - пулестойкого наполнителя и отсутствие достаточных мощностей для "набивки" им шин. Снижение скорости движения и ресурса шин с наполнением гусматиком, привело к тому, что в постоянной эксплуатации пулестойких шин для бронеавтомобилей практически не было.
С началом войны военным пришлось выбирать из того, что можно было быстро разработать и запустить в производство, невзирая на отдельные недостатки:
Замещение полуторками более тяжёлых грузовиков вело к нехватке тоннажа при перевозках грузов, что усугублялось и необходимостью использовать ГАЗ-АА в роли артиллерийских тягачей - перемещать орудие с передком и боеприпасами вне дорог они, практически, не могли.
Для оценки технического состояния автомобильного парка Красной Армии и всего СССР применялись те же категории учёта, что и в случае с танками. Среди армейских грузовиков 23,3% требовали среднего или капитального ремонта, около 1% были негодными.
Состояние машин, которые должны были поступать из народного хозяйства было значительно хуже, среди них только 55% машин были исправны, то есть не требовали среднего или капитального ремонта. При этом, ожидаемое поступление из народного хозяйства было почти равно наличию автомобилей в войсках:
Потребность военного времени:
Автомобили легковые и ПИКАП – 49305
Автомобили грузовые ГАЗ – 213571
Автомобили грузовые ЗИС – 257256
Мастерские типа «А» – 7972
Мастерские типа «Б» – 4378
Бензоцистерны – 60914
ПЗС – 2571
Прочие спецмашины – 159911
Всего автомобилей: 755878
...
Наличие на 15.06.41г.:
Автомобили легковые и ПИКАП – 17280
Автомобили грузовые ГАЗ – 117415
Автомобили грузовые ЗИС – 75803
Мастерские типа «А» – 2729
Мастерские типа «Б» – 1556
Бензоцистерны – 11252
ПЗС – 725
Прочие спецмашины – 45380
Всего автомобилей: 272140
...
Поступит машин по мобилизации из нар. хозяйства:
Автомобили легковые и ПИКАП – 23864
Автомобили грузовые ГАЗ и ЗИС – 209880
Мастерские типа «А» – нет
Мастерские типа «Б» – нет
Бензоцистерны – нет
ПЗС – нет
Прочие спецмашины – 6000
Всего автомобилей: 239744
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ НА 01.06.41 Г.
С обычной, без пулестойких наполнителей, авторезиной также ожидались проблемы. Красная Армия израсходовала запасы за 1939-1940-й годы, а на 1941-й, к 15-му июня, получила только 35% от годового заказа.
Трактора и гусеничные тягачи Красной Армии.
28% от всего парка тракторов Красной Армии требовали среднего или капитального ремонта, 33% (включая неисправные) относились к устаревшим типам.
Хотя по общему количеству тракторов и гусеничных тягачей, также ожидался дефицит, его можно было покрыть из народного хозяйства, так как только в сельском хозяйстве имелось в наличии 530 тыс тракторов.
Лёгких тягачей Комсомолец было даже в избытке.
Но, как и говорилось выше, проблема была не в количестве, помимо нехватки тяжёлых тягачей, Красной Армии требовалось обновить парк техники, заменив старые трактора и тягачи ЧТЗ-60/С-60 и СТЗ-3:
В числе общего наличия тракторов на 15.06.1941 г. имеется 14277 устаревших тракторов типа ЧТЗ-60, СТЗ-3 и «Коммунар», которые подлежат изъятию, так как по своим техническим качествам не могут обеспечить боевой работы войсковых частей, особенно артиллерии.
Для обеспечения потребности Красной Армии тракторами, с учетом изъятия устаревших тракторов и покрытия некомплекта по штатам военного времени, требуется 66833 трактора, из них:
«Ворошиловец» и С-2 – 25436;
ЧТЗ-65 и СТЗ-5 – 41397.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ О СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОБРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКОЙ НА 01.06.41 Г.
Тактико-технические характеристики даже новых тракторов и тягачей не устраивали военных в полной мере. В составе артиллерии механизированных корпусов преобладали артсистемы крупных калибров, в том числе, 152-мм гаубицы:
Об использовании артиллерии в прорыве. Нередко передо мной ставили так вопрос: «Почему вы не используете свою артиллерию?» Наш командующий войсками не особенно сочувственно относится к этому делу. Почему? Три гаубичных полка в 84 гаубичных орудия могли бы поддержать артиллерию, но артиллерия не всегда в этом нуждается, не всегда она нуждается в наших артиллерийских средствах, тем более, что мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений.
Хацкилевич М.Г. генерал-майор, командир 6-го механизированного корпуса Западного Особого военного округа
Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
Итоги.
Состояние танковых войск Красной Армии в июне 1941-го года более всего подходит для иллюстрации фразы про желания и возможности. Экономика СССР оказалась не в состоянии обеспечить в предвоенный период укомплектование войск современной техникой, ни танками, ни транспортом, мехтягой и спецтехникой, в соответствии с запросами армии.
Однако, нельзя в полной мере возлагать ответственность за сложившуюся ситуацию только на машиностроение, поскольку запросы военных не ориентировались на реальное состояние и возможности советской промышленности, которая как короткое одело с края на край, перетягивалась от обслуживания уже выпущенной техники, к производству новой.
Также проявилось и отставание в разработке новых видов техники, что особенно проявилось в отсутствии полноприводных автомашин, как бронированных, так и транспортных.
Однако, для Красной Армии ситуация за период 1939-1941-го годов существенно улучшилась, даже на старой матчасти с новой организацией, танковые войска стали фактором влияющим на ход операций на уровне фронтов.