По вопросу запуска двигателя методом «прикуривания» наблюдается полная неразбериха. Одни говорят, что мотор на машине донора, от которой «прикуривают», должен работать. Другие доказывают, что, наоборот, должен быть заглушен, иначе что-нибудь в нем сгорит. Что ж, будем учиться "прикуривать" правильно.
Основная функция батареи и генератора
Понятно, что аккумулятор служит источником питания, когда двигатель не заведен и не работает, но главное назначение аккумулятора заключается не в том, чтобы обеспечивать энергией все включенные в этот момент в автомобиле приборы: подсветка, часы, магнитолу, освещение салона и так далее. Главное – обеспечить работу стартера, пока тот будет запускать двигатель. При этом стартер является самым мощным потребителем электроэнергии, требующим от аккумуляторной батареи отдачи тока значительной силы и изрядного запаса энергии. Это, конечно, учитывается в параметрах аккумуляторов, устанавливаемых на тот или иной автомобиль. Проще говоря, батарея рассчитана прежде всего на работу в режиме запуска, который, учитывая, что сила пускового тока достигает нескольких сотен ампер, отдельные специалисты сравнивают с режимом короткого замыкания.
Как только двигатель запущен, роль источника тока переходит к генератору, который от двигателя же и приводится в действие ременной передачей. После того как генератор вступил в работу, батарея преобразуется в потребителя и заряжается – пополняет энергию, затраченную при запуске. Как видим, для генератора не предусмотрено, что с его помощью будет запускаться мотор (почему мы об этом упомянули – узнаете в конце материала).
Что значит "прикурить" автомобиль
Так вот, «прикуривание» представляет собой временную замену разряженного штатного аккумулятора другим – способным развить необходимую величину пускового тока и благодаря емкости обеспечивать стартер достаточной энергией в течение всего времени, пока идет запуск. При этом штатная батарея с автомобиля не снимается, на ее место сменный аккумулятор не устанавливается. Он находится в другой машине, которую дальше есть смысл называть донором. К автомобилю, в котором необходимо завести двигатель, подменную батарею подключают с помощью специальных проводов с быстросъемными зажимами-«крокодилами».
В каких случаях можно "прикуривать" автомобиль когда нет
"Прикуривать" можно лишь исправный автомобиль. Это значит, лишь в том случае, если просто разрядился аккумулятор – в результате забытого освещения салона, длительного простоя, неисключенных габаритов, и тому подобное.
Если аккумулятор разрядился в результате долгих и безуспешных попыток пуска автомобиля, если из под капота слышен запах топлива, если электропроводка повреждена – «прикуривать» нельзя ни в коем случае! Просто на просто это приведет к разрядке и аккумуляторной батареи на автомобиле доноре.
"Прикуривать" можно только авто с похожими по объемам двигателями. Это потому, что на каждый двигатель нужен аккумулятор с другими пусковыми характеристиками. Если будут более-менее похожие двигатели, то и аккумулятор донора сможет без усилия «прикурить» реципиента. Иными словами, аккумулятор малолитражки вряд ли поможет «ожить» многолитровому монстру, скорее сам разрядится.
При температурах ниже -20° – «прикуривание» может оказаться безрезультатным.
Как правильно «прикурить» автомобиль
Существуют определенная последовательность действий которой следует придерживаться:
Первое: выключить зажигание обоих автомобилей. В противном случае, можно что-нибудь ненароком сжечь. И это «что-то» почти всегда окажется чем-нибудь электронным и потому довольно недешевым.
Второе: накинуть зажим красного провода на плюсовую клемму аккумулятора-реципиента и после подключить другой его конец к аккумулятору-донору. Теоретически можно сделать и наоборот, однако эксперты почему-то настаивают на такой последовательности.
Третье: повторить процедуру с минусовым (черным) проводом. Разница заключается в том, что в машине-реципиенте нужно подключить зажим не к клемме АКБ, а к голому металлу, к массе (например, к гайке или непокрашеного резьбового соединения), причем, на максимально возможном расстоянии от места крепления плюсового зажима. Если присоединиться к минусовой клемме, вся энергия донора будет направлена на зарядку батареи, но не на обеспечение запуска двигателя. Конечно, если есть время можно полчасика постоять и попробовать «подтянуть» подсевший аккумулятор, но в случае глубокого разряда это не поможет.
Схема соединения автомобилей при прикуривании
Четвертое: завести двигатель реципиента. При чем, двигатель на доноре должен быть незаведенным! Это важно! В идеале, мотор должен запуститься. Если этого не произошло и энергии донора не достаточно, придется заводить исправный автомобиль и минут через пять пробовать заново (предварительно его заглушив). Опять мимо? Тогда отсоединяем минусовый зажим АКБ на автомобиле-реципиенте, отводим немного в сторону и соединяем его с минусовым проводом, идущим от донора. В таком случае вся энергия будет направлена на стартер. Главное-избегать контакта с клеммами аккумулятора. Ибо при контакте с минусом энергия уйдет в разряженную батарею, при контакте с плюсом произойдет банальное короткое замыкание.
Пятое: правильно отсоединиться. Для этого сначала нужно включить в машине доноре обогрев заднего стекла и вентилятор системы вентиляции (чтобы снизить пиковую нагрузку на сеть в момент отсоединения), а потом снять провода в обратной последовательности. Разумеется, можно «сдернуть» и просто так, но в таком случае важно следить за тем, чтобы зажимы не касались друг друга – короткое замыкание сводит с ума электронику в момент. И вам очень повезет, если автомобиль отделается перегоревшим предохранителем.
Крайний способ "подкурить" автомобиль
В принципе, есть еще и другой сценарий запуска, при котором двигатель донора выступает в роли генератора. Проще говоря, он запущен. Однако, здесь стоит учитывать, что этот вариант – крайний случай. И пользоваться им стоит, когда все остальные возможности уже использованы.
Если все же возникает необходимость использовать ниже приведенный вариант «прикуривания», то вам следует понять следующую вещь: на доноре при прикуривании работает мотор, это означает, что источником энергии для стартера в автомобиле, который является пациентом, будет не аккумулятор донора, ведь в этот момент он сам уже стал потребителем и заряжается, а его генератор. Однако на работу в режиме запуска и соответствующие этому режиму нагрузки генератор не рассчитан. Даже если генератор не выйдет из строя и выдержит здоровье такое «прикуривание» ему точно не добавит. Если не сейчас, то позже ему все равно это аукнется.
Итак, первые три пункта здесь выглядят так же как и предыдущие. Но четвертый несколько отличается.
Двигатель донора работает, пробуем завестись... Если не удалось, водитель донора поднимает обороты примерно до 3 тысяч, при которых генератор машины работает с эффективностью, близкой к максимальной.
Попытка номер два. Если опять мимо, то выход один – эвакуатор. Но чаще всего, если дело только в батарее, завести «больной» автомобиль все-таки удается. Однако в таком случае, очень не лишним окажется третья пара рук. Если ее нет, оба водителя должны иметь возможность моментально выбраться из авто. Чтобы "сбросить" провода.
Здесь суть заключается в разной мощности генераторов. Пока все ездили на «Жигулях», особых проблем не возникало, теперь же несовпадение мощности может привести к весьма неприятным последствиям. В лучшем случае, у вас поплавятся провода. В худшем-проводка в автомобиле. Бывает, что в авто «выгорает» половина предохранителей вместе с половиной монтажного блока... Поэтому на то, чтобы сбросить клеммы у вас останется лишь несколько секунд.
Но, до такого состояния АКБ лучше совсем не доводить, ибо обстоятельства бывают разными и откажет аккумулятор, как правило, в самый неподходящий момент. Но, чтобы всех этих проблем избежать, или, в крайнем случае, минимизировать риск их возникновения, достаточно просто следить за машиной и вовремя ее обслуживать.