Найти тему
AutoCar

Как правильно «прикурить» автомобиль

По вопросу запуска двигателя методом «прикуривания» наблюдается полная неразбериха. Одни говорят, что мотор на машине донора, от которой «прикуривают», должен работать. Другие доказывают, что, наоборот, должен быть заглушен, иначе что-нибудь в нем сгорит. Что ж, будем учиться "прикуривать" правильно.

Основная функция батареи и генератора

Понятно, что аккумулятор служит источником питания, когда двигатель не заведен и не работает, но главное назначение аккумулятора заключается не в том, чтобы обеспечивать энергией все включенные в этот момент в автомобиле приборы: подсветка, часы, магнитолу, освещение салона и так далее. Главное – обеспечить работу стартера, пока тот будет запускать двигатель. При этом стартер является самым мощным потребителем электроэнергии, требующим от аккумуляторной батареи отдачи тока значительной силы и изрядного запаса энергии. Это, конечно, учитывается в параметрах аккумуляторов, устанавливаемых на тот или иной автомобиль. Проще говоря, батарея рассчитана прежде всего на работу в режиме запуска, который, учитывая, что сила пускового тока достигает нескольких сотен ампер, отдельные специалисты сравнивают с режимом короткого замыкания.

Как только двигатель запущен, роль источника тока переходит к генератору, который от двигателя же и приводится в действие ременной передачей. После того как генератор вступил в работу, батарея преобразуется в потребителя и заряжается – пополняет энергию, затраченную при запуске. Как видим, для генератора не предусмотрено, что с его помощью будет запускаться мотор (почему мы об этом упомянули – узнаете в конце материала).

Что значит "прикурить" автомобиль

Так вот, «прикуривание» представляет собой временную замену разряженного штатного аккумулятора другим – способным развить необходимую величину пускового тока и благодаря емкости обеспечивать стартер достаточной энергией в течение всего времени, пока идет запуск. При этом штатная батарея с автомобиля не снимается, на ее место сменный аккумулятор не устанавливается. Он находится в другой машине, которую дальше есть смысл называть донором. К автомобилю, в котором необходимо завести двигатель, подменную батарею подключают с помощью специальных проводов с быстросъемными зажимами-«крокодилами».

В каких случаях можно "прикуривать" автомобиль когда нет

"Прикуривать" можно лишь исправный автомобиль. Это значит, лишь в том случае, если просто разрядился аккумулятор – в результате забытого освещения салона, длительного простоя, неисключенных габаритов, и тому подобное.

Если аккумулятор разрядился в результате долгих и безуспешных попыток пуска автомобиля, если из под капота слышен запах топлива, если электропроводка повреждена – «прикуривать» нельзя ни в коем случае! Просто на просто это приведет к разрядке и аккумуляторной батареи на автомобиле доноре.

"Прикуривать" можно только авто с похожими по объемам двигателями. Это потому, что на каждый двигатель нужен аккумулятор с другими пусковыми характеристиками. Если будут более-менее похожие двигатели, то и аккумулятор донора сможет без усилия «прикурить» реципиента. Иными словами, аккумулятор малолитражки вряд ли поможет «ожить» многолитровому монстру, скорее сам разрядится.

При температурах ниже -20° – «прикуривание» может оказаться безрезультатным.

Как правильно «прикурить» автомобиль

Существуют определенная последовательность действий которой следует придерживаться:

Первое: выключить зажигание обоих автомобилей. В противном случае, можно что-нибудь ненароком сжечь. И это «что-то» почти всегда окажется чем-нибудь электронным и потому довольно недешевым.

Второе: накинуть зажим красного провода на плюсовую клемму аккумулятора-реципиента и после подключить другой его конец к аккумулятору-донору. Теоретически можно сделать и наоборот, однако эксперты почему-то настаивают на такой последовательности.

Третье: повторить процедуру с минусовым (черным) проводом. Разница заключается в том, что в машине-реципиенте нужно подключить зажим не к клемме АКБ, а к голому металлу, к массе (например, к гайке или непокрашеного резьбового соединения), причем, на максимально возможном расстоянии от места крепления плюсового зажима. Если присоединиться к минусовой клемме, вся энергия донора будет направлена на зарядку батареи, но не на обеспечение запуска двигателя. Конечно, если есть время можно полчасика постоять и попробовать «подтянуть» подсевший аккумулятор, но в случае глубокого разряда это не поможет.

Схема соединения автомобилей при прикуривании

-2

Четвертое: завести двигатель реципиента. При чем, двигатель на доноре должен быть незаведенным! Это важно! В идеале, мотор должен запуститься. Если этого не произошло и энергии донора не достаточно, придется заводить исправный автомобиль и минут через пять пробовать заново (предварительно его заглушив). Опять мимо? Тогда отсоединяем минусовый зажим АКБ на автомобиле-реципиенте, отводим немного в сторону и соединяем его с минусовым проводом, идущим от донора. В таком случае вся энергия будет направлена на стартер. Главное-избегать контакта с клеммами аккумулятора. Ибо при контакте с минусом энергия уйдет в разряженную батарею, при контакте с плюсом произойдет банальное короткое замыкание.

Пятое: правильно отсоединиться. Для этого сначала нужно включить в машине доноре обогрев заднего стекла и вентилятор системы вентиляции (чтобы снизить пиковую нагрузку на сеть в момент отсоединения), а потом снять провода в обратной последовательности. Разумеется, можно «сдернуть» и просто так, но в таком случае важно следить за тем, чтобы зажимы не касались друг друга – короткое замыкание сводит с ума электронику в момент. И вам очень повезет, если автомобиль отделается перегоревшим предохранителем.

Крайний способ "подкурить" автомобиль

В принципе, есть еще и другой сценарий запуска, при котором двигатель донора выступает в роли генератора. Проще говоря, он запущен. Однако, здесь стоит учитывать, что этот вариант – крайний случай. И пользоваться им стоит, когда все остальные возможности уже использованы.

Если все же возникает необходимость использовать ниже приведенный вариант «прикуривания», то вам следует понять следующую вещь: на доноре при прикуривании работает мотор, это означает, что источником энергии для стартера в автомобиле, который является пациентом, будет не аккумулятор донора, ведь в этот момент он сам уже стал потребителем и заряжается, а его генератор. Однако на работу в режиме запуска и соответствующие этому режиму нагрузки генератор не рассчитан. Даже если генератор не выйдет из строя и выдержит здоровье такое «прикуривание» ему точно не добавит. Если не сейчас, то позже ему все равно это аукнется.

Итак, первые три пункта здесь выглядят так же как и предыдущие. Но четвертый несколько отличается.

Двигатель донора работает, пробуем завестись... Если не удалось, водитель донора поднимает обороты примерно до 3 тысяч, при которых генератор машины работает с эффективностью, близкой к максимальной.

Попытка номер два. Если опять мимо, то выход один – эвакуатор. Но чаще всего, если дело только в батарее, завести «больной» автомобиль все-таки удается. Однако в таком случае, очень не лишним окажется третья пара рук. Если ее нет, оба водителя должны иметь возможность моментально выбраться из авто. Чтобы "сбросить" провода.

Здесь суть заключается в разной мощности генераторов. Пока все ездили на «Жигулях», особых проблем не возникало, теперь же несовпадение мощности может привести к весьма неприятным последствиям. В лучшем случае, у вас поплавятся провода. В худшем-проводка в автомобиле. Бывает, что в авто «выгорает» половина предохранителей вместе с половиной монтажного блока... Поэтому на то, чтобы сбросить клеммы у вас останется лишь несколько секунд.

Но, до такого состояния АКБ лучше совсем не доводить, ибо обстоятельства бывают разными и откажет аккумулятор, как правило, в самый неподходящий момент. Но, чтобы всех этих проблем избежать, или, в крайнем случае, минимизировать риск их возникновения, достаточно просто следить за машиной и вовремя ее обслуживать.

Авто
268,3 тыс интересуются