Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Монголы напали на Северо-Восточную Русь неожиданно. Конечно, при княжеском дворе о них уже знали, но знать - одно, а столкнуться лицом к лицу - совершенно другое.
Зловещее начало
Тумены Бату-хана и его верного помощника Субедея двигались к Владимиру стремительным потоком, используя замёрзшие русла Москва-реки, Яузы и Клязьмы. 3 февраля они были на месте. К этому времени Рязань уже пала, битва под Коломной была проиграна. Но жители города решили держать оборону и не сдаваться.
В этот момент великий Владимирский князь Юрий Всеволодович принял важное решение. Он оставил стольный город на воеводу Петра Оследюковича и сыновей Всеволода и Мстислава. Сам князь Юрий двинулся на север, на реку Сить, организовывать общероссийское сопротивление монголам.
Монголы осадили Владимир по всем правилам военной науки, усвоенной в далёком Китае. Они построили у стен города осадные башни такой высоты, чтобы можно было перекидывать через стены "перемёты". Они установили стенобитные и метательные машины - "пороки", и в 24 часа возвели вокруг города "тын", чтобы защититься от атак обороняющихся и отрезать им путь к отступлению.
Во время осады князь Мстислав Юрьевич был убит, а его брат Всеволод струсил, перебежал к Батыю, но был казнён. Монголы разрушили городскую стену и истребили жителей города, включая великую княгиню, епископа Митрофана и многих бояр.
Подготовка, ход и итог сражения
Уничтожив Владимир, орда разошлась по всему княжеству, разоряя и сжигая сопротивляющиеся города. Уцелевшие жители уходили в стан великого князя на реку Сить или прятались в лесу.
Юрий Всеволодович пытался организовать сопротивление. Он очень уповал на помощь братьев - киевского князя Ярослава и князя Святослава Всеволодовича. Поджидая их прихода, Юрий проявил беспечность и допустил просчёты, не свойственные опытному военачальнику. Он пренебрёг разведкой, позволил воеводам разместить войско в разных деревнях и не позаботился установить между ними надёжную связь.
В начале марта монгольский корпус под командованием Бурундая (это были не главные силы противника) неожиданно вышел к стану на Сити. Русская армия была застигнута врасплох. Первым нападению подвергся сторожевой отряд воеводы Дорофея Семёновича. Три тысячи воинов погибли или были взяты в плен. Услышав об этом, Юрий Всеволодович "с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошёл против поганых".
"И сошлись обе стороны, - продолжает летопись, - и была злая сеча, и побежали наши перед иноплеменниками; и тут убит был великий князь Юрий...".
Смерть великого князя
Летописец не договорил, однако, что русская армия была разбита по частям, и что орда секла её, преследуя до устья Сити. Великий князь Юрий тоже погиб в этом бою. Согласно распространённой версии, монголы отыскали его тело, отрубили голову и преподнесли Батыю. Согласно другому варианту событий, Юрия могли казнить свои же ратники, возмущённые его бездействием.
История это настолько туманная, что ещё современник князя безвестный новгородский летописец написал: "Бог весть, како скончался, много бо глаголют о нём иные".
Отчаяние - плохой советник
Князь Юрий Всеволодович никогда не блистал военными талантами. К тому же после известий о взятии Владимира и гибели всей семьи, он впал в отчаяние. Князь молился со слезами на глазах, восклицая: "Увы мне, Господи, лучше бы мне умереть, нежели жить на этом свете. Чего ради нынче я остался один".
Вряд ли, в таком состоянии он мог справиться с ролью "спасителя Отечества". Ну а монголы были на подъёме. Всё у них поучалось. Они выигрывали битву за битвой и подготавливали почву для "монголо-татарского ига".
Значение битвы на Сити определить трудно. Возможно, в сложившихся условиях, поражение Юрия было закономерным. Для Руси наступил период глубокого спада. Однако без спадов, как известно, не бывает подъёмов.