Я уже рассказывала, что с моим ребенком в коммуникативную группу ходит другой мальчик Саша. И Саши, и у моего сына есть диагноз РАС, у обоих нарушения сенсорной системы типа: "проприоцептивный поиск", однако Саша отличается от моего сына как небо от земли.
Саша (возраст, около 5 лет):
- интеллект - 100% норма, речь - незначительные отставания в сторону эхолалий и аграмматизмов;
- нет видимых аутостимуляций;
- способен вполне нормально, по-дружески обмениваться репликами с другими детьми;
- может быстро понимать и в течение короткого времени выполнять пожелания педагога, признает авторитет старших;
- играет в классические мальчишеские игры с длинным развернутым сюжетом;
- после занятий самостоятельно и без гнапоминаний одевается;
- -ходит в спортивную футбольную секцию.
Обожемой, да Саша настолько прекрасен, что:
- его родители задумываются, а надо ли Саше вообще ходить в группу с "такими" детьми;
- когда Саше стало ходить неудобно из-за тренировок, психолог предложила всем поменять время посещения, его поменяли :);
- психолог группы против, чтобы Саша посещал специализированные сад или школу, тем более, что в нашем городе нет специализированных садов для высокофункционального РАС и ЗПР.
Тем не менее почти каждый день маму Саши скребут в детском саду, что сыну нужен диагноз и перевод в другой садик.
Так то, у мальчика 84-й диагноз есть :), семья получила его ради льгот, но садик об этом не уведомляли. Мама Саши, сравнивая своего сына с моим, недоумевает, почему ее ребенка из садика откровенно гонят, а к моему - лояльны, по крайне мере, пока готовы терпеть.
У нее есть глаза и она видит, что мой сын:
- обильно стимится;
- общается словами через-пень колоду;
- после занятий, взбудораженный, бегает взад вперед по коридору;
- способен заниматься спортом только дома с мамой, индивидуально.
Что ж, объясню в чем разница.
Прежде всего, ответьте себе на вопрос...
Насколько ваш ребенок сложен для коллектива?
- умеет ли он сам себя обслуживать (минимум: туалет, еда, к одеванию, как правило, не придираются);
- соблюдает ли он режим (если ребенок отказывается идти на прогулки или спать в тихий час - это большая проблема !!! в ваших отношениях с садиком, большая, чем не говорить или не уметь считать);
- и главное: агрессивен ли он с другими детьми?
Заранее скажу, что идеальным для садика считается вариант аутист-интроверт, который строит себе рядочки в углу и не общается с детьми, но включается, когда надо кушать суп или идти гулять.
На втором месте такие, как мой. Которые везде неугомонные своевольные затычки, но, по большей части, дружелюбные.
На третьем месте такие, как Саша, агрессивные к детям. Саша вроде бы понимает правила, но в определенный момент расслабляется, и тогда получается ПЦ...
Например, он хорошо отзанимался в группе, мой - плохо. Мальчики идут в раздевалку, чтобы расслабиться мой сын бегает и мычит, Саша тоже хочет сбросить напряжение - и бьет моего сына в живот. И так - через раз :( Раньше было хуже.
Еще Саша остается на сон, но не спит и мешает другим детям в группе.
Насколько садик готов к такому ребенку?
По большому счету, никакой садик в нашей стране сейчас не готов работать с аутистами. Даже специальный.
Но есть садики, которые стиснув зубы работают и создают условия. У нас например, группа пониженной наполняемости, один из воспитателей - психолог. На окраине города есть комбинированный садик, где в каждой группе по 2 "целевых" ребенка с особенностями развития.
А есть садики, не готовые работать с такими детьми. Вообще. Никак. Никогда. Их стоит избегать, даже если они "рядом с домом".
Чем вы можете помочь садику?
Тут все просто:
- если ребенок не соблюдает режим, не оставляйте его надолго (Лично мы ходили туда на 4 часа, сейчас, когда есть проблемы с поведением, на 2-3);
- участвуйте в общественных работах (снег, субботники, окна мыть и т.п.);
- покупайте туалетную бумагу, стиральный порошок, лампочки, детские лопатки (да, садикам все выделяют, но... этого часто не хватает, а лопатки и туалетную бумагу дети будто едят, что ли???) ;
- радуйте воспитателей подарками (Нам иногда кажется, что коробка конфет это ничто. Но, на самом деле, это не так: во-первых, приятно внимание, во-вторых, где вы видели богатых воспитателей?)
Чем вы можете помочь ребенку в садике?
Не надейтесь, что в саду к вашему ребенку стекутся Макаренко - занимайтесь с ним сами или нанимайте специалистов.
Развивайте в ребенке навыки:
- самообслуживания;
- самокотроля и дисциплины;
- учите речи, моторной имитации и ручному творчеству.
Многие дети с РАС отказываются заниматься за столом или музыкальном зале не потому, что не хотят, а потому, что не умеют. Проверено на моем сыне. Когда он научился более-менее рисовать, клеить, тогда стал заниматься тем же самым и в саду. Танцы и спорт шли немного лучше, т.к. навык был усвоен до садика.
Каждую проблему прорабатывайте дома или психологом, если ребенок говорящий, обсуждайте с ним, как можно и как нельзя себя вести в саду.
Придумайте для ребенка простой и четкий кодекс правил можно-нельзя и старайтесь выдерживать его дома.
Дети с РАС плохо чувствуют ситуацию. Поэтому, если воспитатель жалуется, что ребенок на прогулке снимает варежки, то либо вы просите воспитателя не обращать на это внимание, либо запрещаете ребенку снимать варежки, когда гуляете вместе с ним.
И еще три "не"...
Не лезьте в отношения с родителями
Глубокая интимная дружба с обсуждением проблем и диагнозов рано или поздно выйдет вам боком. Лучше остаться вежливыми незнакомцами. Все вопросы - через воспитателя, они, как правило соблюдают нейтралитет и не выносят сор из избы. Если в мессенджерах часто обсуждают детей и их поведение - отключитесь от группы. Имеете право не читать.
Не лезьте в воспитательный процесс
Как правило, аутичным и нейротипичным детям нужны разные педагогические подходы. Будьте готовы к тому, что воспитатель:
- не знает как общаться с особыми детьми (помогите ему, принесите свои рекомендации или Вашего психолога, например, психолог советует выдавать Саше звездочки за хорошее поведение);
- не принимает Ваш подход (смиритесь, Вы не переделаете взрослого человека).
Не будьте перфекционистами
Например сегодня, в нашем садике был утренник, на котором сын отказался рассказывать стишок, но я рада, потому что:
- в целом сын вел себя хорошо и участвовал в танцах (он молодец!);
- я купила и доперла до садика цветы воспитателям (я молодец!).
Всех с первым днем Весны!!!