Найти тему

Как воспитателю грамотно оформить презентацию. Часть 1.

Оглавление

Друзья! В данной статье речь пойдет о том, с чем нам, педагогам, приходится сталкиваться достаточно часто, - о мультимедиа презентации.

Назначение компьютерной презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений, в том числе с педагогами-коллегами. В каждом случае она имеет определенную структуру и содержательное наполнение (содержательно-методические требования). Естественно, именно эти показатели и определяют профессионализм педагога (умение отобрать актуальный для аудитории контент, учет степени соответствия современным направлениям модернизации образования, методическая состоятельность).

Но, как говорится, встречают по одежке. Именно поэтому так важно знать и соблюдать дизайн-эргономические требования к оформлению презентации.

К дизайн-эргономическим требованиям к оформлению презентации относятся

  • адекватность технологических решений и форм представления материала решаемым педагогическим задачам;
  • качество воспроизведения;
  • качество экранного дизайна (четкость представленного текста и графики), соответствие цветовых, звуковых решений, информационной насыщенности экрана эргономическим требованиям;
  • удобство интерфейса;
  • степень адаптации к образовательному процессу.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам.

Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Текстовая информация в презентации

Текстовая информация на экране дополняет излагаемое педагогом, но ни в коем случае не дублирует его. Озвучивание темы – обязательное условие презентации, так же как и отображение ее в презентации. Допускается озвучивание цели. Вся остальная информация – лишь для зрительного ознакомления.

Оформляя текстовую информацию, следует избегать длинных фраз. Постарайтесь оптимизировать каждое предложение.

Кегль (кегль – размер шрифта или величина самой площадки, где размещена буква или знак, этот размер определяется в пунктах) шрифта:

  • заголовки: 28-36 пт;
  • текст: 18-24 пт.

Размер шрифта на слайде должен быть максимально крупным, но соответствующим допустимым пределам.

Нужно помнить, что процесс чтения должен быть удобным. Тексты в печатном и электронном форматах читаются по-разному. Предназначенный для печати текст оформляется шрифтами с засечками. В ведении педагогической документации принято использовать шрифт Times New Roman .

Джо Шугарман в книге, опубликованной на русском языке под названием «Искусство создания рекламных посланий» приводит данные исследований, которые доказывают, что использование шрифтов с засечками увеличивают «читабельность» текста в 5 раз.

Для создания презентаций рекомендуется использовать шрифты без засечек. Самыми популярными из них являются: Tahoma, Verdana, Arial, Calibri , Century Gothic .

Для презентации используем шрифты без "засечек". Сравните один и тот же текст, написанный разными шрифтами.
Для презентации используем шрифты без "засечек". Сравните один и тот же текст, написанный разными шрифтами.

Допускается использование в заголовках декоративных шрифтов, если они хорошо читаемы. Однако следует обратить внимание на то, какой компьютер вы будете использовать во время демонстрации презентации. Понравившийся декоративный скачанный на персональный компьютер шрифт отобразится лишь частично, а именно цифры и символы. Написание букв, как заглавных, так и прописных останется по умолчанию. Кроме этого, скачивая шрифты, нужно помнить, что не все они спрограммированы для Кириллицы.

Пример оформленного текста, от которого при открытии да другом компьютере остались "рожки да ножки".
Пример оформленного текста, от которого при открытии да другом компьютере остались "рожки да ножки".

Также необходимо обратить внимание на отсутствие точек в заголовках слайдов. Точки в заголовках – это недопустимо.

Заголовки обычно выравниваются по ширине, если в дизайне не предусмотрено какое-либо другое расположение. Чтобы отцентровывание участка не занимало много времени, рекомендуется растянуть участок и выставить отметку «Выровнять по центру».

Для основного текста не рекомендуется использовать курсивное начертание букв. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста. Не допускается использование всех возможностей выделения одновременно.

Обратите внимание, как визуально "перегружает" слайд одновременное использование всех возможностей выделения.
Обратите внимание, как визуально "перегружает" слайд одновременное использование всех возможностей выделения.

Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза.

Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Выбор правильного цветового решения для оформления презентации может стать трудной задачей.

Чего не следует делать?

1. Использовать переходные цвета.

Переходные, или вибрационные, ˗ это комбинации цвета, придающие иллюзию вибрации на экране. Они не только плохо смотрятся, но и действительно могут вызвать головную боль и, как известно, даже вызвать у некоторых людей тошноту. Яркие цвета всегда используются с нейтральным фоном.

2. Использовать цвета низкой контрастности.

Низкая контрастность между фоном и текстом вполне может подойти, если разрабатываются материалы для высококачественной полиграфии или для показа презентацию на мониторе компьютера. Если же презентация выводится на экран с помощью проектора, нужно помнить, что проектор ограничен в цветах. Поэтому цвета с небольшим отличием или низкой контрастностью могут стать невидимыми. Яркий пример низкой контрастности – красный шрифт на голубом фоне, обеспечит рябь в глазах.

3. Использовать монохром.

Полиграфический дизайн может выглядеть профессионально и элегантно в черно-белом стиле, но в презентации, черный и белый обычно выглядят так, как будто не было времени на разработку презентации. Кроме этого, стоит избегать инверсии, так как она плохо читается.

На что обратить внимание?

При выборе основного цветового решения презентации (это касается и фона, и текста), необходимо учитывать эмоции, которые вызывает восприятие того или иного цвета.

В сети имеется очень много информации о психологии цвета.
В сети имеется очень много информации о психологии цвета.

В Интернете можно найти много сайтов с подробным описанием психоэмоциональной связи цвета и восприятия. Однако не стоит забывать, что даже рекомендованные цвета, такие как зеленый, оранжевый или синий не могут быть использованы в чистом варианте.

Самой сложной задачей в создании презентаций, пожалуй, является проблема комбинации цветов.

В презентации должно быть использовано не более двух-трех основных цветов, так как добавятся картинки и фотографии и может получиться радуга... Опять же, Интернете много сайтов с уже готовыми комбинациями цветов.

Подобные изображения у меня, например, вызывают, в том числе, чувство умиротворения))))
Подобные изображения у меня, например, вызывают, в том числе, чувство умиротворения))))

В практике дошкольных образовательных учреждений в качестве фона часто используются картинки-иллюстрации, фото пейзажей и прочее. Данные изображения сами по себе могут быть очень интересными и красивыми, но в сочетании с текстом и графическими изображениями могут создать эффект хаоса, что придаст презентации непрофессиональный вид. В данном случае рекомендуется выбелить фон, сделав его так называемой «подложкой». К примеру, можно использовать автофигуры «Квадрат», «Квадрат со скругленными углами», залив фигуру белым цветом и «поиграв» прозрачностью.

Вот, пожалуй, основные правила работы с текстовой информацией и выбора цветового решения. Буду рада, если мои материалы помогут вам в работе. Однако стоит помнить, что нет предела совершенству.

В следующей статье мы подробно разберем оформление титульного листа, а также правила работы с графической информацией и звуком.