Казалось бы – ответ очевиден – перемножаем число звёзд спереди и сзади – и получаем число скоростей. Именно так в характеристиках велосипедов указывает большинство продавцов– 24 скорости, 27 скоростей, 22 скорости и т.д. Велоновичок может предположить, что чем больше скоростей в характеристиках – тем лучше. Однако, не всё так просто…
Тут как с гитарой – если на ней 6 струн и 22 ладов – то говорить, что она способна издать 132 тона некорректно. Ведь, правильно настроенная гитара должна издавать одну и ту же ноту на открытой первой струне и на второй, прижатой на пятом ладу, и её же - на третьей струне с 9-м ладом и т.д. Таким образом, комбинаций действительно будет 132, но тонов – намного меньше, т.к. большинство нот можно извлечь несколькими способами.
Так же и в трансмиссии велосипеда: если спереди одна звезда – тут просто – число скоростей – это число звёзд сзади. (Если бы на нашей гитаре была одна струна, то и число тонов бы определялось числом ладов). Но если у вас несколько звёздочек спереди, то и некоторые передаточные соотношения можно получить несколькими способами. Причём, некоторые комбинации передней и задней звёздочки использовать не рекомендуется из-за сильного перекоса цепи.
Для примера рассмотрим трансмиссию на одном из моих велосипедов.
Спереди у него 3 звезды, с числом зубов 48-36-24,
сзади 9 звёзд – с 11-13-15-17-20-23-26-30-34 зубами.
Составим таблицу всех возможных передаточных чисел.
Число 4,4 означает, что, один оборот педалей обеспечивает 4,4 оборота колеса - такие передаточные числа нужны для высоких скоростей. А число 0,7 – что на один оборот педалей приходиться всего 0,7 оборота колеса – такое передаточное число будет полезно при медленной езде по плохим покрытиям.
Как видим, некоторые передаточные числа повторяются. Например, соотношение 1,8 можно выставить 3-я способами!
Выпишем все возможные передаточные соотношения: 4,4; 3,7; 3,3; 3,2; 2,8; 2,4; 2,2; 2,1; 1,8; 1,6; 1,4; 1,2; 1,1; 1,0; 0,9; 0,8; 0,7 – их получилось 17. Но теперь вспомним, что некоторые положения цепи не рекомендуются использовать из-за сильного перекоса цепи. Отметим их на таблице красным.
Теперь оставим только передаточные соотношения при правильном положении цепи. Останется всего лишь 14 вариантов: 4,4; 3,7; 3,2; 2,8; 2,4; 2,1; 1,8; 1,6; 1,4; 1,2; 1,0; 0,9; 0,8; 0,7.
Теперь посмотрим на мой второй велосипед: спереди двойничок 50-34, сзади 11 звёзд: 11-12-13-14-16-18-20-22-25-28-32.
Так же составим таблицу.
Выпишем передаточные числа. Получим ряд: 4,5; 4,2; 3,8; 3,6; 3,1; 2,8; 2,5; 2,3; 2; 1,8; 1,6; 1,5; 1,4; 1,2; 1,1 – 15 значений.
Таким образом можно сказать, что у одного моего велосипеда 14 полезных скоростей, а у второго – 15. Какой же из них лучше? Ответа нет. Просто у них разное назначение – первый имеет низкие «землемесильные» передачи, что позволяет ехать на нём по поверхностям, где нужна хорошая мощность – снег, грязь, песок, крутой подъём. А второй – шоссейник для высоких скоростей по хорошему покрытию. И его преимущество, что он имеет целых 15 полезных скоростей в диапазоне всего 409% (делим высшее соотношение на низшее - 4,5:1,1) - это позволяет велосипедисту очень точно выставить передачу, которая соответствует его состоянию. Для спортсменов на длинных дистанциях это очень важно. У первого же велосипеда 14 полезных скоростей на диапазоне целых 629% (4,4 делим на 0,7), что, естественно, обеспечивает менее тонкую установку передаточного отношения, но зато сам диапазон шире, что расширяет сферу применения велосипеда.
Друзья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Так я пойму, что тема велосипедов вам интересна и продолжу её. Есть множество идей!