Найти в Дзене
Homo mobilis

Парадный "Мерседес" Третьего Рейха, доработанный чешским "напильником"

Großer Mercedes 770, на котором Адольф Гитлер участвовал в парадах и торжественных церемониях, Auto- und Technikmuseum Sinsheim, 2011
Großer Mercedes 770, на котором Адольф Гитлер участвовал в парадах и торжественных церемониях, Auto- und Technikmuseum Sinsheim, 2011

Автомобиль Mercedes-Benz 770 с заводским индексом W150 - пожалуй, самый известный автомобиль из архивных кадров о руководстве Третьейго Рейха. Его производство началось в 1938 году. Внушительная колесная база 3,8 метра и общая длина 6 метров предопределили представительский статус автомобиля. 88 построенных машин, сошедшие с конвейера в Зиндельфингене до июня 1943 года, поставлялись в основном для нужд правительства Третьего Рейха в Берлине. Модель W150 выпускалась в различном исполнении кузова: седан, пульман-лимузин, туринг и четыре различных варианта кабриолетов (B, C, D, F).

-2

В конце Второй Мировой войны один из таких кабриолетов остался на территории, которая спустя некоторое время отошла Чехословакии. Разумеется, такой автомобиль быстро прибрали к рукам высокопоставленные должностные лица, но в политически напряженный послевоенный период разъезжать, тем более, на официальных мероприятиях, в немецкой машине (пусть даже и реквизированной у поверженного неприятеля) было неприемлемо. Но чешские автопроизводители не могли в короткие сроки удовлетворить рыночный спрос на представительские автомобили.

-3

Так возникла идея изменить дизайн передней части автомобиля, чтобы он не вызывал ассоциаций ни с "ненавистным оккупационным режимом", ни (учитывая социалистический путь, которым пошла возрождённая Чехословакия) - с "имперским прошлым". В немецком языке есть фразеологизм "нуль-ахт-фюнфцейн" (08/15), происходящий от предпринятой немцами в 1915 году отчаянной попытки превратить в ручной пулемет принятый в 1908 году на вооружение 7,92-мм станковый пулемет системы «Максим». Задача была сформулирована в духе "мы знаем, что идея - "гогно", но надо хоть что-то и прямо сейчас" (станковые пулемёты в немецкой армии были грозным оружием, но имели огромный минус - были маломобильны; ручных же - крайне востребованных - попросту не было). Попытка оказалась настолько неудачной, что выражение "08/15" стало нарицательным. Примерно так же вышло и с этим трофейным "Мерседесом".

-4

В 1952 году был заключен контракт с государственной компанией «Кароса н.п.». Фактически работы по "денацификации и окомунижживанию" "Мерседеса 770" выполняла компания Carrosserie Sodomka из г. Високе-Мито, которая много лет специализировалась на постройке автомобильных кузовов.

-5

Есть мнение, что только знатоки смогли бы узнать в получившемся автомобиле "Мерседес". И правда, все маскоты и шильдики пошли, как говорится, "под нож". Автомобиль получил более современные по меркам 1950-х передние крылья с интегрированными в корпус фарами, и массивную хромированную радиаторную решетку, напоминающую пасть не то кита, не то бегемота. В остальном, надо сказать, это был практически тот же "фюрер-мобиль".

Получившийся "безымянный" парадный кабриолет обслуживал президента Чехословакии Клемента Готвальда и его преемника Антонина Новотны, а в наши дни экспонируется в Национальном техническом музее в Праге.

-7

Любопытно, что такой незаурядный автомобиль был воплощён и в популярном среди коллекционеров "сорок третьем" масштабе. Выпущенная в начале 2021 года компанией AutoCult масштабная модель позиционируется как "Masterpiece" ("Шедевр") - на что указывает весьма "скромная" надпись на коробочке и вложенном в неё файле с небольшой исторической справкой.

"- Покупайте шедевр! Полмиллиона. Кому шедевру?" © х/ф "Два капитана", 1976
"- Покупайте шедевр! Полмиллиона. Кому шедевру?" © х/ф "Два капитана", 1976

Масштабная модель выполнена из смолы - традиционного для этой конторы материала, аккуратно собрана и окрашена (что в последнее время, к сожалению, встречается всё реже).

Выбранный производителем стиль оформления автомобиля иллюстрирует период пребывания прототипа на службе президента Чехословакии Клемента Готвальда, в частности в момент первого представления обновлённого автомобиля широкой общественности на первомайском параде в Праге в 1952 году (очевидно, с присутствием высоких гостей из братского Советского Союза). На крыльях парадного кабриолета установлены флажки СССР и ЧССР, на хромированной решётке - красная звезда.

#ретро #история #автомобили #выставки #мерседес #чехия #чехословакия #хобби и увлечения #хобби #коллекционирование