Лет пятнадцать назад мы с друзьями, молодые и безмятежные, бродяжничали на Черноморском побережье. Приехали автобусом в Анапу и оттуда потихоньку двинулись на юг - в сторону Абхазии.
Останавливались во всех более-менее крупных курортных городах и поселках - Новороссийске, Геленджике, Кабардинке, Архипо-Осиповке, Туапсе и т.д.
Ребята играли на улицах музыку, собирали деньги в шапку, продавали свои диски. Я общалась с представителями общественности и службами правопорядка, а еще строчила в свой блокнотик - курортная жизнь очень располагала к наблюдениям.
Мы двигались неспешно, в одних поселках останавливались на несколько дней, другие проскакивали поскорее. В одних местах сейшн был жирный, люди охотно бросали не только монеты, но и крупные купюры. В других было вяло и скучно по деньгам, зато интересно в других отношениях.
Так, в Архипо-Осиповке мы поставили палатки на берегу небольшой речки недалеко от пляжа. Ночью кто-то прибежал, кричит - идите посмотрите там чего!..
Мы пришли - а речка вся искрится, переливается. Оказалось, на ночь в нее из моря заходит множество крохотных медуз. Казалось, что в воду просыпались тысячи звезд, так она сверкала в темноте.
Проводишь рукой по воде - а за ней стелется серебристый сияющий шлейф. Мы, разумеется, не удержались, залезли в воду и полночи плескались с медузами. Воспоминание о том, как пятеро не слишком трезвых индивидуумов, хохоча и оскальзываясь, барахтаются на мелководье в окружении тысяч перепуганно мигающих кишечнополостных организмов останется со мной, наверное, на всю жизнь.
Но с доходами по мере нашего продвижения на юг становилось всё хуже. Мы, уже привыкшие питаться в кафешках лапшой и шашлыком, постепенно перешли на хлеб с колбасой. А потом и с килькой.
Следом наступили тревожные времена, когда и на кильку стало не хватать.
- Надо быстрее ехать в Сочи! - сказал кто-то.
Сочи нам тогда представлялся эдакой Ниццей. Изысканный курорт для обеспеченных людей. А обеспеченные люди должны быть щедры к ближним своим. Ведь мы же делимся своей грошовой килькой с бездомными собаками...
В общем, мы были очень наивны в те времена, да будут они благословенны.
Мы добрались до Сочи, с пустыми желудками и сердцами, полными надежд. Однако Южная столица нас встретила недружелюбно.
Пристроились на какой-то пешеходной аллее в центре. Ребята расчехлились, стали играть. Люди ходят мимо - ноль внимания. Смотрят лениво. Лица скучающие. Отворачиваются.
Это было странно. Мы привыкли к тому, что народ хотя бы интересуется необычными инструментами. Но сочинцы были совершенно, абсолютно равнодушны.
И очень скаредны. Если и клали деньги, то совсем мелочь. Даже 100 рублей, по моему, никто ни разу не дал.
В маленьких поселках ансамбль старинной музыки производил фурор. А курортники в Сочи, видимо, настолько пресытились плотной культурной программой, что не реагировали ни на что.
Кроме того, нас невзлюбила местная полиция. "Здесь играть нельзя" - и все тут. Почему нельзя, на каком основании - непонятно.
Мы бегали с места на место, но нигде не могли найти себе места.
Денег хватало только на такси, чтобы вечером уехать из Сочи в Мацесту - там можно было поставить палатку. Мылись в заброшенных ваннах с сероводородом. Питьевую воду набирали в "Ривьере".
Оголодали совсем.
Очень хотелось домой, в Ростов, но ехать было не на что.
И вот на пятый день нашего пребывания в Сочи случилось чудо.
Ребята вяло играли без особой надежды заработать больше 50 рублей.
А нам нужно было 2,5 тысячи на дорогу домой.
И тут подошли двое. Молодая пара. Остановились и долго внимательно слушали. Улыбались. Пританцовывали. Таких музыканты больше всего любят.
В перерыве познакомились. Разговорились. Мы с Танюхой (я рассказывала про нее здесь) выгребли мелочь из кофра и пошли за сигаретами.
А когда вернулись, этих ребят уже не было. Зато наши мужики сидели на лавочке с счастливыми до неприличия лицами.
Оказалось, что эти ребята дали им 100 долларов. Взаймы. Сказали - вернете, когда сможете. Для связи написали на бумажке свой адрес электронной почты. И ушли.
Мы сидели, разглядывали волшебную купюру и обсуждали, что купим поесть.
- Винограда! - мечтательно вздыхала Танюха.
- Колбасы, - урчал Серёга.
- Пива и вяленой рыбы! - стонали Коля и Коробок.
Но обменяв доллары на рубли, мы выяснили, что нам едва-едва хватает на билеты до Ростова - да и то, на электричках, с пересадкой.
В общем, мы опять купили кильки. И уехали из Сочи - навсегда.
В Ростове бумажку с адресом сразу положили в какое-то надежное место, чтобы не потерять.
Разумеется, потеряли.
Через неделю мы уехали в Крым на фестиваль, затем в Москву - надолго, жить. Жизнь крутилась-вертелась, мы взрослели, ругались и мирились, разъезжались в разные города и страны.
Умер Серёга.
И те 100 долларов никто так и не отдал.
И не отдаст уже, наверное.
Не думаю, что те ребята вспоминают нас недобрым словом. Но мы о них до сих пор думаем - с благодарностью.
И если нам кто-то не отдает долги, стараемся об этом забывать.
Делать добро и бросать его в воду.
А как еще возвращать такие долги?..
_____________________________
- Репосты в другие соцсети строго приветствуются.
#истории из жизни #интересные истории #черное море #лето #деньги #долги #делай добро #удивительное рядом #музыканты #уличные музыканты