Найти тему
Добрый Робик

Буксировка с приключениями

В конце 80-х произошла эта история. В то время я крутил баранку в Углепромовской автобазе, в городе Красный Луч на Донбассе. Автомобиль у меня был МАЗ-504В с полуприцепом-цистерной для перевозки ГСМ. В тот день моим заданием была доставка бензина с Лисичанского нефтеперерабатывающего завода в родную автобазу. Уже на обратном пути встретил нашего бензовозчика, Григория Андреевича, или, как его все называли, дядю Гришу. Мужичок был предпенсионного возраста, автомобиль у него был ЗИЛ-130 с цистерной-заправщиком. Он ехал на Лисичанский НПЗ за дизтопливом. Остановились, перекинулись парой слов, да и поехали каждый своей дорогой.

Такой автотопливозаправщик был у Гриши, только кабина была цвета хаки. Фото для примера из свободных источников.
Такой автотопливозаправщик был у Гриши, только кабина была цвета хаки. Фото для примера из свободных источников.

Я прибыл в автобазу, слил на нашей АЗС бензин, загнал машину на территорию. И тут меня вызывает начальник колонны, говорит:

- Там Гриша поломался, коробка передач накрылась, нужно притащить его в гараж.

У меня МАЗ с полуприцепом, да ещё и цистерной для ГСМ, запрещено такой сцепкой кого-либо буксировать. Я начальнику так и сказал. Он в ответ:

- Ты МАЗа поставь, возьмёшь КамАЗ Игоря, он сегодня в отгуле, на нём поедешь. Брось в кузов буксировочную трубу, бери путёвку и езжай.

Приказ начальника – закон для подчинённого. Пошёл в диспетчерскую, получил путевой лист, у механика взял ключи от КамАЗа, подошёл к машине. Завёл, накачал воздух, загрузил буксировочную трубу, да и поехал.

Как оказалось, дядя Гриша поломался, отъехав всего пару километров от места нашей встречи. Но от автобазы место поломки находилось примерно в ста километрах. Когда я прибыл на место, уже стемнело. Я объехал стоящий на обочине ЗИЛ, остановился. Вылез из КамАЗа, подошел к ЗИЛу. Дядя Гриша мирно дремал, расположившись на сиденьях. Когда я открыл дверь, на меня пахнуло перегаром. Дядя Гриша с горя тяпнул. У него всегда с собой было, что выпить. Такой уж у нас был дядя Гриша. Я его растолкал, наш бензовозчик обрадовался, и начал жаловаться на свою проблему. А я слушаю и думаю: «Как же его тащить-то? Гриша ведь пьяненький».

Чуток отступлю для технических пояснений. Буксировка на жёсткой сцепке бывает, в основном, двух видов. Одна из них на одиночной трубе с двумя проушинами по концам.

Буксировочная труба.
Буксировочная труба.

В этом случае в буксируемом автомобиле должен находиться водитель, чтобы держаться ровно за буксирующим. А ещё есть так называемая вилка, в виде треугольника с петлями на каждом углу. Один конец вилки вставляется в буксировочное приспособление тягача, а два других набрасываются на крюки буксируемого автомобиля.

Буксировочная вилка.
Буксировочная вилка.

В этом случае присутствие водителя в кабине не обязательно. Машина ведёт себя, как обычный прицеп.

В нашем случае имелась труба.

- Доставай вилку, - сказал мне дядя Гриша, - сейчас зацепим, да потянешь меня домой.

- Нет, дядя Гриша, нет вилки, забрали. Есть только труба. Так что придётся тебе рулить.

- Так я ж ведь, того, - сказал Григорий Андреевич, щёлкнув себя по горлу.

- А какого, извини, хрена, ты пил? – спрашиваю, - Ты ведь знал, что за тобой приедут! Не мог потерпеть?

Андреичу ответить нечего, молчит. Я говорю:

- Значит так! Начальник приказал, чтобы я тебя сегодня притащил, КамАЗ с утра будет нужен. Игорю в рейс ехать завтра. Поэтому сейчас цепляемся, садишься за руль, и мы начинаем потихоньку ехать. Ясно?

- Ладно…

Я залез в кузов, сбросил трубу. Вдвоём с Гришей нацепили её на один из крюков ЗИЛа. Из-за нетрезвого состояния моего коллеги, у нас не получалось зацепить второй конец трубы за буксировочное устройство. Меня уже начала злить эта ситуация. Время позднее, на улице уже темно, а нам ехать ещё сотню километров. А вернее, не ехать, а ползти, так как, во-первых, скорость при буксировке ограничена правилами дорожного движения, а во-вторых, Гриша нетрезв, надо соблюдать чрезвычайную осторожность. Да, я понимаю, что в этом случае мы вообще не имели права начинать движение, можете нас за это попинать. Но КамАЗ должен быть утром в гараже. Рейс срывать нельзя. Поэтому на свой страх и риск, я всё-таки решил медленно, хоть 20 км/ч, но ехать домой.

В конце концов, нам удалось накинуть трубу на фаркоп КамАЗа. Гриша сел за руль, я забрался в КамАЗ и, включив «аварийку», начал движение. На ближайшем перекрёстке мы развернулись и потихоньку двинули домой. Километра через три дядя Гриша начал мне моргать фарами, прося остановиться. Я прижался к обочине и встал.

- Робик, - подковылял ко мне на пьяных ногах Андреич, - не могу я так ехать! Мотает меня.

- Дядя Гриша, - я уже начал злиться, - ты слышал, что я тебе про начальника, про КамАЗ, про Игоря говорил?

- Ну?

- Ты понял, что ехать надо в любом случае?

- Ну…

- Вот тебе и ну! Давай, ополосни водичкой лицо, раскрой все форточки, и будем ехать! Иначе отгребём от начальства по полной! Особенно ты, если от тебя запах услышат! А его услышат, ты накатил неплохо, до завтра не выветрится.

- Ладно, попробую…

Мы снова поехали. Наблюдая за буксируемым ЗИЛом в зеркала, я видел, как тот виляет то влево, то вправо. Спустя километров пять Гриша снова начал мне моргать. Я продолжал движение. Гриша начал вдобавок сигналить. Я разозлился, остановился и пошёл к нему, намереваясь дать ему моральных чертей.

- Что опять такое?

- Ну не могу я, Робик! – пьяный Гриша снова начал жаловаться.

- Что ты предлагаешь?

- Давай переночуем, а утром поедем!

- Где ночевать? – уже весь на взводе спросил я, - Тут, в чистом поле?

- Ну, дотянем до какого-нибудь села, там встанем…

- И сорвём завтрашний выезд Игоря? – я уже чуть ли не кричал, - И получим чертей по самое не могу? Ты думал перед тем, как пить? Нет! Так вот теперь думай, как доехать! Едем! Как хочешь, но едем!

Я развернулся и пошёл к КамАЗу. И, проходя мимо сцепки, краем глаза увидел в свете фар Гришиного ЗИЛа новую проблему. Ухо на буксировочной трубе лопнуло в том месте, где было приварено к трубе. Час от часу не легче! С такой неисправностью буксировать нельзя. Оторвётся второй край, проблем не обёрёшься. Постоял, поразмыслил о том, что делать, и решил, что надо сейчас со скоростью черепахи доехать хотя бы до каких-нибудь села, стоянки, или кармашка возле дороги. Там переночевать, утром найти связь, отзвониться в автобазу и искать сварку, чтобы заварить трубу и продолжить буксировку. Вернулся к Грише, рассказал ему о проблеме и планах по её решению. Гриша обрадовался, а я вернулся в КамАЗ и ползком поехал к ближайшему месту ночёвки.

Доехали мы до небольшого кармашка на границе районов, я принял вправо, остановился и заглушил мотор. Вылез из машины, сказал Грише, что здесь мы и будем спать до утра. Гриша согласился. Голодный и злой я забрался в КамАЗ, лёг на спальное место и начал погружаться в сон. Спустя короткое время раздался стук в дверь.

- Робик, айда выпьем, у меня есть! - послышался голос дяди Гриши.

Тьфу, зараза! Где ты на мою голову взялся со своим бухлом? Злой до предела, открываю дверь, и:

- Гриша, ещё раз ты меня разбудишь, не посмотрю на возраст, огрею монтировкой! Понял? Спать!

Захлопнув дверь и замкнувшись изнутри, я вновь забрался на спальник и, в конце концов, уснул.

Утром, проснувшись, я первым делом подошёл к Гришиному ЗИЛу. Открыл дверь, а из кабины на меня пахнуло таким жутким алкогольным духом, что я аж отшатнулся. Видимо, у Гриши запас хороший был с собой. Пересилив отвращение к перегару, я растолкал спящего Гришу, чтобы вновь заняться делом. Тот спросонья, да и спьяну, долго не мог сообразить, где он и что с ним. Наконец врубился, что к чему и спросил:

- Что делать будем?

Мне стало понятно, что в таком состоянии Гриша снова не сможет правильно держать машину на буксировочной трубе. Значит надо искать другой выход из положения. Немного поразмыслив, я пришёл к такому решению – нужно отцепить Гришу, съездить в ближайший населённый пункт, разыскать какое-нибудь автотранспортное предприятие и попросить на время буксировочную вилку, оставив что-нибудь в виде залога. А потом просто вернуть её при первой ближайшей поездке и забрать залог. Также нужно будет найти телефон, чтобы отзвониться в автобазу и сообщить о проблеме. Этими соображениями я поделился с Гришей. Тот не возражал.

Отцепив буксирную трубу от КамАЗа, я позвал Гришу в кабину, завёл двигатель и выдвинулся в путь. Посмотрев на Андреича, сказал:

- Дядя Гриша, давай-ка заедем на ставо́к, хоть лицо ополоснёшь. А то ведь на тебя смотреть жутко. (Ставо́к - на местном диалекте - пруд).

- Давай!

Уже в самом населённом пункте, в котором мы собрались искать помощь, возле дороги был небольшой ставо́к. Остановившись прямо на обочине, мы вылезли из КамАЗа, и начали спускаться к водоёму. Спуск был крутоват, градусов под 45, да и высоковат – метров пять. Я спустился без проблем, а вот Гришу его пьяные ноги не удержали, и он кубарем скатился прямо на берег. Трое рыбаков, сидящих на противоположном берегу, лишь ухмыльнулись, глядя на эту картину.

- Ты как, дядя Гриша, не побился? – спросил я, надеясь на то, что это падение не навредило старому пьянице.

- Не-е… Нормально…

Ну, и то хорошо. Я подошёл к берегу, поплескал на лицо водичкой, чтобы освежиться, когда увидел, что Гриша раздевается.

- Ты что удумал, Андреич? – спросил я.

- Окунусь, быстрее полегчает, - ответил тот.

Ладно, думаю, пусть окунётся. Может, действительно, быстрее протрезвеет. Но этот старый хрыч решил ещё и поплавать! Хотя пруд и был небольшим, но видимо, он был глубоковат, потому как, проплыв метров десять, Гриша вдруг начал вести себя, как поплавок у рыбака на поклёвке. Один из рыболовов, сидящих на берегу, крикнул:

- Смотри, как бы не утонул!

Эх, чёрт возьми! Этого ещё мне не хватало! Срываю с себя всю одежду, часы, порвав при этом браслет, и бросаюсь в воду. Подплываю, а Гриша уже погрузился с головой. Ныряю, успеваю его подхватить под мышку и пытаюсь вытянуть. Гриша далеко не заплыл, потому что буквально через три метра я почувствовал под ногами дно, поднял голову Андреича над водой и поволок его к берегу. Дядя Гриша немного нахлебался, но сознание не потерял, минут десять стоял на карачках и откашливался от воды. Я начал одеваться. Меня всего колотила нервная дрожь. Вот старый хрыч со своей водкой! Подобрав свои часы с порванным браслетом, сунул их в карман. В этот момент Гриша выдал:

- Ото ж меня вода хреново держит…

- А какого хрена ты в неё тогда полез? – чуть не криком ответил я ему.

Андреичу ничего не оставалось, как пожать плечами.

- Ладно, поехали искать вилку, - сказал я, - и в автобазу нужно звонить, там, небось, переживают за нас.

Я расспросил у рыбаков, где нам найти ближайшее автотранспортное предприятие. Те рассказали.

Еле вытащив Гришу по крутому откосу к машине, я завёл КамАз и мы поехали по указанному адресу.

Нашли быстро, разыскали начальство, объяснили ситуацию. Руководитель гаража пошёл нам навстречу, выделил вилку, взяв при этом в залог права Гриши, и разрешил позвонить в автобазу. Уладив все эти дела, мы вернулись к Гришиному бензовозу. Его купание всё-таки протрезвило его, он стал более адекватным, хотя перегарище всё ещё присутствовало. Мы накинули вилку на буксирные крюки ЗИЛа, потом подцепили её на фаркоп и выдвинулись в путь. Дальнейшее движение происходило уже без особых проблем. В одном из посёлков мы остановились, позавтракали, двинулись дальше. И тут Гриша вытаскивает из-за пазухи бутылку пива со словами:

- Похмелюсь маленько…

Вот зараза! Говорю:

- Сейчас в автобазу приедем, как на начальство дышать будешь?

- Я селёдочки с луком кусну, никто и не учует. У меня в машине на этот случай всегда есть.

- Ну, старый, ну ты даёшь…

Дальнейшая дорога проблем не принесла, мы прибыли в автобазу, отцепили Гришу и отдали КамАЗ Игорю, который тут же уехал в рейс. Я подошёл к своему МАЗу, завёл его, подъехал к Гришиному бензовозу, забрал вилку и закрепил её на своей цистерне, чтобы в следующем рейсе на Лисичанск её отвезти. На другой день поехал снова по тому же маршруту, завёз вилку и забрал Гришины права. На том и закончилось наше буксировочное приключение.

А вывод из всей этой истории таков – в подобных делах водка не помощник. Не надо её пить!

-4

К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!