Как меня уделал фотограф.
Грустная хохма.
Есть такое понятие "рерайтинг".
Это когда берётся чей-то уже написанный текст и переписывается своими словами с сохранением смысла (Википедия даёт такое определение).
То есть если ты взял чужой рассказ и переписал своими словами - то это уже твой рассказ.
В принципе, вполне здраво, но это в теории.
По факту в соцсетях рерайтинг выглядит так: люди берут чужой текст дословно, копируют к себе и меняют в нем... имена.
Была, например, в оригинальном тексте Маша, а стала - Наташа.
И как бы новый текст, уже про Наташу, с которой произошло всё то же самое, что и с Машей, до последней буковки.
Или дописывают к чужому тексту пару предложений от себя. Например: "Случилась тут со мной занятная история... "
А дальше - копировать - вставить - и чужой текст.
И получается, что история случилась не с тем, кто текст изначально написал, а с тем, кто рерайтил.
Такой рерайтинг отличается от воровства тем, что ничем не придерёшься.
Я не могу обвинять того, кто отрерайтил мой текст в нарушении моих авторских прав, потому что он же его как бы пе-ре-пи-сал.
Это уже его текст.
Почему это обидно, лучше всего демонстрирует "Дзен".
"Дзен" платит за дочитки статей.
Чем больше людей дочитало текст, тем больше денег у автора.
Кто-то пишет статью, тратит время (скажем, три часа), создает талантливый авторский контент, размещает статью про Машу, и в итоге получает свой заслуженный гонорар.
А кто-то взял этот текст и заменил в нем имя или предложение дописал. И разместил уже "свою статью" про Наташу на своем канале. Потратил на всё минуты две.
И тоже получил гонорар.
Н - несправедливость.
Причем иногда дочиток у того, кто рерайтит, даже больше, чем у автора.
Непыльная работка.
И ничего не предъявишь.
И вот позавчера.
Я утром выложила текст о цене и ценности своего продукта: там я, героиня текста, называю заказчику стоимость своей работы - десять тысяч рублей. Заказчику дорого, мы дискутируем на этот счет. Я рассказываю также притчу о портном и девушке, которая не захотела платить за платье дорого, торговалась и получила в итоге вместо платья - только ткань и пуговицы. Она обесценила его работу, и портной ее проучил.
И заканчиваю я текст мыслью, что я сама решаю, сколько я стою: и я не стану дешевле только потому, что кому-то дорого.
Вечером мне присылают ссылку на чей-то текст с подписью: "А что, так можно было?".
Я читаю текст незнакомого фотографа.
Там фотограф, героиня текста, называет заказчику стоимость своей работы - шесть тысяч рублей. Заказчику дорого, они дискутируют на этот счет. Она рассказывает также притчу о портном и девушке, которая не захотела платить за платье дорого, торговалась и получила в итоге вместо платья - только ткань и пуговицы. Она обесценила его работу, и портной ее проучил.
И заканчивается текст мыслью, что она сама решает, сколько она стоит, и она не станет дешевле только потому, что кому-то дорого.
Ведь она - настоящий профессионал (это предложение в конце она сама придумала).
Слово-в-слово мой текст, сокращённый на пару абзацев.
Но про фотографа.
И цена там другая: не десять тыщ, а шесть.
То есть текст уже не мой, а фотографа.
И фиг придерёшься, рерайтинг он такой, коварный.
А у меня еще день был неудачный - завели с самого утра.
Поэтому я сначала поёрничала внутренне про "профессионала", побубнила, что настоящий профессионал не будет тырить чужие тексты, но переписать - это не воровство, а изложение, как в школе, мы же помним.
В итоге я не удержалась, пошла в комменты, пишу: "Классный текст, а притчу про фотографа, укравшего текст у писателя, слышали?"
Коммент мой потерли, конечно, через минуту, но проблему решили.
Реально решили.
Указали моё авторство текста, да как указали!
Так никто раньше не делал.
Зацените.
Добавили фразу, которая меня просто порвала, я так смеялась:
"Автор 80 процентов текста - Савельева Ольга".
Огнище, да?
На самом деле - хороший кейс.
Потому что именно на примере фотографа, проще всего объяснить чувства автора сворованного текста.
Вот смотрите. Вы организовали фотосъёмку, всю, от А до Я: вкладывались в рекламу, договаривались с клиентом, согласовывали концепт, искали студию, пёрли на себе туда тяжелое и дорогое оборудование, до этого много лет учились фотографировать, инвестировали в это время и большие деньги, потом непосредствен
но скакали три часа фотосъемки, умасливали клиента, очень устали, потом ехали домой и еще много дней и ночей обрабатывали фото.
И вот настал момент, когда вы опубликовали фотографии. Они - невероятные.
А мне как раз нужна фотка для моего Инстаграма. И я беру ту, что нравится, и... цветокоррекцию ему сделаю: ну, диван поярче, скажем. И выкладываю у себя.
А что? Это уже моя фотка, диван-то вон, темнее стал.
Р - рерайтинг же)
А если фотографу обидно, то я могу, так и быть, упомянуть, что он - мой соавтор. На 80 процентов. А 20 % - моё, я же фильтры наложила!
Я шучу, конечно.
К данному фотографу нет вопросов, спасибо за моё настроение (я правда хохотала с этих "80 процентов") и спасибо, что ссылку на меня в итоге поставила.
Большинство рерайтеров засмеют, застыдят, глаза закатят, но в жизни не упомянут автора.
Скажут брезгливо: "Полегче с наездами, милая. Слово то какое "украли"!
Ну что я у тебя украл, буковки?"
Не буковки, а ощущение защищенности в правовом поле.
И подкинули вместо этого огрызок справедливости.
Не надо так. Пожалуйста.
Подписывайте авторов.
Это так просто и так ценно.
А ещё лучше, если нравится текст - сделайте репост и допишите к нему свои мысли.
Это самый крутой и полезный всем симбиоз.
Уффф.
Опять скажут, что я "вечно ною в сети")