Найти тему
PSY4PSY

Образ тела изнутри и снаружи

Оглавление

Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор

Формирование схемы и образа тела

Младенцы способны регистрировать сигналы и импульсы, идущие от тела. Первый год жизни связан с принятием. Если мать и ухаживающий принимает телесность ребенка (через поглаживание, прикосновение), то развивается С-тактильная система. Это рецепторы на поверхности кожи (за исключением поверхности ладоней и подошвы ног).

Эти рецепторы медленнее передают сигналы в мозг, чем болевые и температурные рецепторы (когда отдергиваем руку и не успеваем понять, что предмет горячий). С-тактильные сигналы более медленные, речь идет о долях секунды, но в сравнении с болевыми сигналами, немного медленнее. Они откликаются на стимуляцию при поглаживании, почесывании, контактах с кожей, они формируют приятное ощущение от тела.

Есть понятие "схема тела" - это представленность в мозге различных частей тела в зависимости от интенсивности сигналов от тела, они по-разному представляются. Изображение человека с большими руками, ногами, головой и маленьким телом - говорит о том, что больше сигналов идет от рук, ног и лица, чем от, скажем, средней части спины. Схема тела - это неврологический аспект, не имеющий эмоциональной окраски, связан с ощущением себя.

В образ тела входит эмоциональная составляющая . Здесь речь идет о переживаниях по поводу своего тела - нравится, доставляет удовольствие, позитивных переживаний или возникает чувство стыда, отвращение к себе, которые закладываются в ранний период жизни. Ребенок фактически контейнирует эмоции матери или опекуна. Если к телу ребенка относились с любовью и нежностью, то у ребенка постепенно формируется положительное эмоциональное переживание своей телесности.

Если присутствует отстраненность, дистанция, если недостаточно тактильного контакта и большую часть времени ребенок предоставлен себе или много времени находится в одежде, мать испытывает отвращение при смене подгузников или при других взаимодействиях с ребенком, то он присваивает эти чувства. И в дальнейшем те чувства, которые он будет переживает по отношению к телу, будут те чувства, которые переживали взрослые при взаимодействии с ним.

Интероцептивная осознанность больше развита у женщин в силу того, что в культуре принято по-разному обращаться с младенцами. Приведу эксперимент, в котором принимали участие взрослые и младенцы, и фиксировались паттерны поведения с мальчиками и девочками.

Если взрослому говорили, что это девочка (ребенок был одет, чтобы скрыть пол и ориентировались на слова экспериментатора), то присутствовало больше объятий, поглаживаний, мягких движений. Если взрослый считал, что перед ним мальчик, то наблюдалось много активных движений - подбрасывание, размахивание рук, складывание и разведение ног и т.д. Наблюдалось качественно другое взаимодействие. Видимо с этим также связано развитие С-тактильной системы и ко взрослому возрасту мужчины меньше ощущают свою телесность.

Периоды развития образа тела

Период развития до трех лет

Переживание эмоций по отношению к собственному телу растягивается на длительный период жизни, не заканчивается с окончанием младенческого возраста в один год, а продолжается до трех лет. Ребенок начинает фиксироваться на переживаниях физиологических потребностей и как они отражаются в теле: ощущения, возникающие когда ходит на горшок, когда ест разные продукты и пробует их на вкус, когда активно двигается и какие эмоции испытывают взрослые. Если физиологические потребности не принимаются, то эти чувства будут присваиваться ребенком.

Период развития до трех до шести лет

В возрасте от трех до шести лет появляются мастурбационные игры. Родители могут принимать эти телесные проявления ребенка, а могут стыдить, наказывать и дисциплинировать. В этом случае удовольствие будет сцеплено с переживанием стыда или запретом и тогда во взрослом возрасте образ тела будет содержать и этот компонент.

Образ тела содержит мысли по поводу своей телесности: нужно похудеть или прибавить в весе, могут беспокоить происходящие изменения в теле. У ребенка это относится к периоду появления речи. Дети прислушиваются что об их теле говорят родители. Если присутствует оценочность, которой вообще много в нашей культуре, то ребенок усваивает систему того, что тело должно оцениваться. И в дальнейшем этот компонент образа тела приобретает полюса. Оценивание себя "достаточно хорошим, красивым" или "недостаточно худым, плотным, высоким и т.д." По этому поводу есть мысли, которые оценочно окрашены - "я такой, и это плохо" или "я такой, и это хорошо".

Похожесть - еще один компонент. Тело оценивается с точки зрения насколько я похож или не похож на окружающих. К примеру, ребенок из неполной семьи похож на отца и у матери это вызывает негативные чувства и она может транслировать то, что это плохо быть похожим на отца. В этом случае будет формироваться негативный когнитивный компонент по поводу своей телесности - "я такой, и это плохо", "я так выгляжу, и это плохо".

В этот возрастной период дети выстраивают когнитивный компонент болевых ощущений. Все дети бегают, падают, ударяются и сталкиваются с тем, что окружающие его взрослые эту боль принимают - понимаю, что тебе больно. Или могут говорить - не придумывай, тебе не больно. Это также влияет на образ тела, поскольку это ставит запрет на переживание этих ощущений. Ребенок приучается доверять не тому, что происходит в теле, а тому, что говорят извне.

Читать далее на сайте PSY4PSY >>