Сегодня предлагаю вам прочитать продолжение рассказа Афанасьева Алексея Алексеевича (внизу на фотографии) о беспрецедентном перегоне автомобилей КАМАЗ в 1978 году:
Начало рассказа здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/maloizvestnye-istorii-kamaza-rasskazyvaet-afanasev-aleksei-alekseevich-6012ac3ff26bf62c16a20bcb
«На площадке Управления сбыта (УС) КАМАЗа каждый из нас получил своего «коня» - бортовой КАМАЗ-5320 (каркас тента и тент лежали в платформе). «Драгоценные» ЗИПы (расшифровка в первой части рассказа ) нам доверить не рискнули (весьма предусмотрительно!) и везли, видимо, отдельно! Кроме того нам выдали талоны на дизтопливо, которые нужно было отдать тут же, при заправке, водителю топливозаправщика на выезде с территории УС КАМАЗа. Как впоследствии оказалось, соляры нам плеснули в обрез, только чтобы доехать до Высокой Горы! Не знаю, как это получилось, но один талон сдуло с «торпеды» на пол кабины, что я увидел не сразу, а топливозаправщик в сумерках не заметил недостачу! Кстати, на «финише» это спасло от замерзания троих человек!
За воротами УС КАМАЗа стоял огромный тягач МАЗ-537 без полуприцепа, как оказалось, наше техзамыкание на случай схода с дистанции!
Рядом с ним - армейский подполковник в шинели с эмблемами автомобильных войск в черных петлицах, который почему-то подмигивая, сурово спросил меня, все ли талоны я отдал заправщику?! В ответ я тоже подмигнул и абсолютно искренне (валявшийся на полу талон я ещё не узрел) бодро отчеканил: «Так точно!». Позже выяснится, что у подполковника был «тик» - следствие тягот и лишений военной службы.
Получив «легенду» маршрута – «ехать прямо и никуда не сворачивать», а также указание прибыть к плотине Нижнекамской ГЭС не позже полуночи, все разъехались кто куда! Часть дорожников вернулась в свой отдел на БСИ (база строительной индустрии), я же поехал к жене, в женскую общагу в 29-ом комплексе Нового города, похвастаться машинкой и получить «сухпай» на дорогу, ибо как выяснилось, кормить нас в пути никто не собирался! К слову, жене КАМАЗ понравился!
Прибыв к назначенному времени в район сбора, я обнаружил, что некоторые бывалые ребята из АТХ прихватили с собой не только музыку в «кассетниках», но и представительниц прекрасной половины человечества! Кто жену, кто подругу, а кто и «девушку низкой социальной ответственности», попросту «плечевую»! Всё говорило о том, что «гонка» будет зажигательной, и это подтвердилось в буквальном смысле, но об этом ниже!
В полночь гэсовский охранник поднял шлагбаум и ревущее в сотню выхлопных труб «стадо» рвануло в глухую ночь!
«Дорога смерти» - так тогда и ещё долгие годы до её реконструкции, называлась в народе эта узкая, по одной полосе в каждом направлении, пустынная дорога на Казань! Даже летом движение по ней не вызывало радостных эмоций, а что уж говорить про зиму! Похоже, она ещё помнила кутузовскую «кавалерист-девицу» Надежду Дурову, возвращавшуюся в Елабугу, после окончания военной службы!
Наша команда: я, Вылегжанин и Ли, избрала тактику «держаться в связке» и ехать, как требовали действующие в то время «Правила уличного движения», так и нынешние ПДД, со скоростью не превышающей установленных ограничений, учитывая дорожные и метеорологические условия… А условия были ещё те! Метель, снежные перемёты поперёк дороги, не чищенные обочины! В свете фар падающий снег казался сплошной белой стеной, местами снижая видимость до ноля, вынуждая двигаться буквально наощупь! В таких условиях отдельной похвалы заслужили «камазовские» фары с так называемым «европейским светораспределением», которое (в отличие от «вездеходовских» фар) позволяло лучше контролировать обочину!
Тем не менее, по ходу движения в свете фар периодически появлялись, то слегка завалившиеся, а то и лежащие на боку за пределами дороги, КАМАЗы наиболее отчаянных «гонщиков»! Цепочки человечьих, ещё не занесённых снегом, тянущихся к трассе следов, свидетельствовали о том, что несчастных бедолаг и их подруг, подобрали более удачливые «спортсмены»! Не на много ошибусь, если скажу, что мне вспоминается не менее 10, ушедших в «аут» на всей длине трассы, автомобилей! Кто, когда и какими силами вытаскивал их обратно на дорогу - история умалчивает! Но танковый тягач, о котором я упоминал выше, судя по всему, так и не поучаствовал в их эвакуации, во всяком случае, этой ночью!
Вернёмся немного назад. Где-то в районе Мамадыша я отклонился от маршрута и заехал на автозаправку, еле видимую в ночной мгле по свету в окошке! На подобранный, наконец-то с полу талон, а также на «сэкономленные» ранее в ходе дорожных испытаний талоны, я залил в бак где-то литров 50-60 «дизеля», на что затратил примерно 10 минут (солярка вытекала из заправочного пистолета тонкой струёй бельгийского «писающего мальчика»!), успев пожалеть за это время о том,ч то выскочил из теплой кабины в одном пиджаке, ибо мороз крепчал!
Как и в большом «Дакаре» не обошлось у нас и без замены колёс! Где-то в средине пути у КАМАЗа под управлением Вячеслава Ли, чем-то пробило правое переднее колесо! Втроем, в снегу, в темпе «дакаровских» механиков (холодно,блин!) мы заменили его на «запаску»! Забросив пробитое колесо вместе с кронштейном –«бабочкой» его крепления к ДЗК, в кузов (ну холодно, блин!), мы двинулись дальше!
Добравшись до Казани где-то к 5-6 часам утра, мы с Советской площади повернули направо в сторону Высокой Горы (объездных дорог тогда еще не построили). Бессонная ночь и предчувствие скорого «финиша» видимо сказались на «бдительности» одного из нашей тройки, он поздно среагировал на «стопики» впереди идущего КАМАЗа и ткнулся «мордой лица» в его задний борт, слегка помяв переднюю панель кабины!
ПРИМЕЧАНИЕ: Аналогичные повреждения автомобилей были характерны для "КамАЗов" при движении в армейских колоннах, что вызывало раздражение у основного Заказчика до тех пор, пока на всех поставляемых Минобороны автомобилях не были внедрены, так называемые, «выдвинутые» передние и задние буферы!
Когда мы подъехали к базе, нашему взору открылась удивительная картина, чем-то напомнившая (из школьного учебника истории) стойбище древних хазар перед штурмом укреплённого города!
Всё пространство перед воротами базы и вокруг её было заставлено КАМАЗами, чёрные силуэты которых в предрассветной мгле напоминали каких-то неведомых зверей с ярко горящими (у некоторых) бешеными глазами-фарами! Как бы в центре «стойбища» горел большой костер с прыгающими вокруг мужчинами и женщинами! Маленькие костерки-факелы загорались то под одним, то под другим «чудищем»! А навстречу нам, размахивая черными «казанами» (крышками от воздушных фильтров), уже бежала толпа «печенегов» с воплем: «Мужики, дайте солярки!»
Всё оказалось как всегда просто! Под утро ударил сильный мороз! По ощущениям явно ниже - 20 градусов по Цельсию! «Прилетевших» раньше нас на час-полтора «гонщиков» никто не ждал! Ворота базы были закрыты, а маячившему невдалеке часовому запрещает «лялякать» Устав гарнизонной и караульной службы!
Расслабившиеся после «финиша», водилы коротали время кто - как! Кто «кемарил» в кабине с работающим двигателем, пока не закончилось топливо! Кто-то, боясь ненароком угореть от выхлопных газов, спал с выключенным двигателем, пока дед Мороз не залез под «микитки»! Однако запустить двигатели оказалось совсем не просто!
Видимо солярка у топливозаправщика в сбыте оказалась всё-таки летней, и от сильного мороза «замёрзла»,то есть потеряла текучесть! А при таком раскладе не поможет ни ПЖД, ни ЭФУ (электрофакельное устройство), да и не все водители умели ими пользоваться! Поэтому в ход пошли подручные средства, всё, что горит, в том числе хорошо высушенные и окрашенные доски каркаса тента! Ну не замерзать же! Самодельными факелами, а то и просто горящими обломками досок, грели баки, фильтры грубой очистки топлива! Некоторые спецы пытались греть воздушные фильтры, сняв крышку, но не вытащив фильтроэлемент, отчего последний, будучи бумажным (впервые в советском грузовом автостроении!) сгорал «синим» пламенем! Некоторые КАМАЗы, в баках которых ещё оставалось топливо или было долито с моего автомобиля, всё-таки удалось запустить к неописуемой радости присутствующих! Мой же верный «друг», несмотря на энное количество слитой «туземцами» соляры, продолжал уверенно «так-такать» на холостом ходу, да ещё и «приютил» моих товарищей по «команде» -Вылегжанина и Ли, когда на их автомобилях закончилась солярка!
Наконец, к часам восьми подошли сонные (была суббота или воскресенье!) «господа» офицеры и прапорщики с отделением солдатиков и началась приёмка машин! Простившись со своим тёплым и верным КАМАЗом, я забрался в холодный (бр-р-р!) «ЛАЗ» и ... очнулся только в Челнах!
Так началось долговременное сотрудничество трудового коллектива КАМАЗа и МО СССР! Афганистан, целинные батальоны, многочисленные командировки в войсковые части, везде специалисты завода подставляли товарищеское плечо военным водителям в освоении ими неведомых доселе автомобилей КАМАЗ».