Эйрбас опубликовал сегодня финансовый отчёт за 2020 год, который оказался неожиданно хорош для кризисного года. А Боинг ещё в январе выпустил худший отчёт в своей истории. Разбираемся в опубликованных отчётах и пытаемся оценить глубину кризисных явлений европейского и американского авиапроизводителей.
Одно важное замечание. Кризис в Боинге продолжается уже больше двух лет. Поэтому для понимания масштабов падения Боинга, его текущие показатели дополнительно сравниваются с показателями последнего успешного 2018 года.
Финансовое состояние
1. Выручка сегмента коммерческих самолётов в 2020 году
Эйрбас (Airbus, Европа): 34,3 млрд. евро (-37% к 2019 году)
Боинг (Boeing, США): 16,2 млрд. долл. (-50% за год, -73% к 2018 году)
Падение выручки даёт наглядное представление о глубине кризиса в каждой из компаний.
2. Финансовый результат сегмента коммерческих самолётов в 2020 году
Эйрбас (Airbus, Европа): убыток 1,3 млрд. евро (в 2019 году была прибыль 1,8 млрд. евро, снижение на 3,1 млрд.)
Боинг (Boeing, США): убыток 13,8 млрд. долл. (убытки 2019 года - 6,7 млрд. долл., в 2018 году была прибыль 7,9 млрд. долл., ухудшение за 2 года на 21,7 млрд.)
У Боинга ситуация просто катастрофическая, за 2 года накоплены убытки на сумму 20,5 млрд. долл. В том числе на убытки списаны расходы по программе 777Х в размере 6,5 млрд. долл. Убыток Эйрбаса частично связан со списанием 385 миллионов евро в связи с закрытием программы А-380.
3. Операционный денежный поток в 2020 году
Эйрбас (Airbus, Европа): отрицательный 5,4 млрд. евро (в 2019 году был положительный 3,8 млрд. евро)
Боинг (Boeing, США): отрицательный 18,4 млрд. долл. (в 2019 году поток также был отрицательный 2,4 млрд., в 2018 году был положительный 15,3 млрд. долл.)
Показатель говорит о том, что обе компании фактически прожигают имеющиеся ресурсы, производственная деятельность убыточна. А выживают они за счёт наращивания долговой нагрузки, которая в конце концов может привести к банкротству компании.
4. Обязательства (долг) компании на конец 2020 года
Эйрбас (Airbus, Европа): 103,6 млрд. евро (-4% к 2019 году)
Боинг (Boeing, США): 170,2 млрд. долл. (+20% за год, +46% за 2 года)
Объём долга отлично демонстрирует что Боинг выживает исключительно за счёт резкого роста обязательств. Выплатить такой долг в срок компания очевидно не сможет, имея гигантские убытки и отрицательный денежный поток. Только за последние 2 года Боинг набрал долгов на 53 миллиарда долларов. Закономерным финалом станет банкротство, а проигравшими либо банки, либо акционеры Боинга. Эйрбас ведёт гораздо более разумную финансовую политику сократив свой долг за счёт продажи ценных бумаг из своего инвестиционного портфеля.
5. Собственный капитал (чистые активы) на 31 декабря 2020 года
Эйрбас (Airbus, Европа): положительный 6,5 млрд. евро (увеличение на 0,5 млрд. за год)
Боинг (Boeing, США): отрицательный 18,1 млрд. долл. (падение на 9,8 млрд. за год, на 18,5 млрд. за 2 года)
Соболезнования владельцам акций Боинга. Реально эти бумажки ничего не стоят. Компания полностью сожгла свой капитал историей с 737 MAX. Цена акций связана с финансовым пузырём, надутым в США, и не имеет никакой связи с реальным положением дел.
6. Денежная оценка портфеля заказов коммерческих самолётов на 31 декабря 2020 года
Эйрбас (Airbus, Европа): 334,5 млрд. евро (-23% к 2019 году)
Боинг (Boeing, США): 281,6 млрд. долл. (-25% за год, -32% за 2 года)
Мировой антирекорд Боинга за всю историю авиационной промышленности - снижение портфеля заказов на 130,7 миллиардов за 2 кризисных года. Только в 2019 году авиакомпании отменили свыше 1200 заказов на самолёты Боинга.
7. Портфель заказов коммерческих самолётов на 31 января 2021 года
Эйрбас (Airbus, Европа): 7163 самолёта
Боинг (Boeing, США): 3951 самолёт
Если сравнить количественные показатели с денежной оценкой портфеля, приведённой выше, складывается стойкое ощущение, что Боинг завышает оценку. Поэтому к цифрам Боинга нужно относиться с осторожностью. Если учесть, что 81% заказов приходится на проблемную модель 737 MAX, отмены которой растут с каждым месяцем, становится очевидным что большая часть портфеля заказов под большим вопросом.
8. Увольнения сотрудников
Эйрбас (Airbus, Европа): 3582 человека (3% персонала).
Боинг (Boeing, США): около 20 тысяч человек (13% персонала)
На основании приведённых цифр предлагаю читателям поставить свой диагноз крупнейшим авиапроизводителям.
На наш взгляд, Эйрбас в 2020 году обыграл Боинг с разгромным счётом по всем показателям.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Крупнейшие авиапроизводители мира 2020. В плюсе только Россия и Китай
Нас бьют, мы летаем! Объясняем подробности информационных атак против российских самолётов
Боинг вернулся в 70-е. Второй подряд провальный год для американского концерна
Топ 20 авиакомпаний России в 2020 году. Азимут - молодцы!